Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра
1.1. | Цель преподавания дисциплины: объяснить студентам основные положения вариационного статистического анализа для последующего практического использования при обработке данных и написании курсовых и дипломных работ. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен - рассмотреть общие закономерности группировки первичных данных, планирования полевых опытов и постановки экспериментов; - изучить основные характеристики варьирующих объектов, привести классификацию средних величин и показателей вариации, а также основные формулы для их расчета, дать формулировку основных статистических гипотез и провести их проверку с использованием параметрических и непараметрических критериев достоверности оценок; - определить основные положения и задачи корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа для решения практических вопросов статистической обработки зоологических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - общие закономерности группировки данных; - все виды статистических рядов и таблиц по группировке первичных данных; - все методы группировки первичных данных и использовать их в практической деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - решать задачи по биологической статистике с консультацией преподавателя; - самостоятельно анализировать статистические закономерности при решении конкретных задач; - самостоятельно анализировать статистические закономерности при решении конкретных задач и использовать их в практической деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками использования корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа; - полным аппаратом математической статистики при решении конкретных задач; - полным аппаратом математической статистики в применении практических вопросов зоологических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в статистический анализ.Группировка первичных данных. | ||||||
1.1. | Предмет и основные понятия вариационной статистики. Определение статистической совокупности и статистического комплекса. Признаки и их свойства. Отличительные свойства биологических признаков. Классификация признаков: атрибутивные, количественные, меристические, пластические, дискретные, непрерывные. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Вариационная статистика | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
1.3. | Причины варьирования результатов наблюдений. Переменные случайные величины: условия образования, типы и формы обозначений. Формы учета результатов наблюдений. Точность измерений. Действия над приближенными числами. Способы группировки первичных данных. Виды группировок: статистические таблицы и статистические ряды. Определение понятия вариационный ряд, условия его образования и свойства. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Основные характеристики варьирующих объектов | ||||||
2.1. | Степенные средние: средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя квадратическая, средняя кубическая, средняя геометрическая. Свойства средней арифметической. Показатели вариации: лимиты, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации, нормированное отклонение. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Средние величины | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
2.3. | Свойства дисперсии. Способы вычисления степенных средних и показателей вариации. Структурные средние: медиана, мода и способы их вычисления. Статистические характеристики при альтернативной группировке | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Законы распределения | ||||||
3.1. | Характерные черты варьирования. Случайные события: совместные и несовместные. Вероятность события, ее свойства. Закон больших чисел. Нормальное распределение и его свойства. Показатели асимметрии и эксцесса. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Законы распределения | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2 | |
3.3. | Применение показателей асимметрии и эксцесса для проверки гипотезы нормального распределения. Причины отклонения статистических характеристик биологических объектов от закона нормального распределения. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Выборочный метод | ||||||
4.1. | Основные требования к точечным оценкам: эффективность, состоятельность, несмещенность. Интервальные оценки: доверительный интервал для средней, дисперсии, коэффициента вариации, доли и основные способы их вычисления. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Способы вычисления точечных оценок | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
4.3. | Понятие о генеральной совокупность и выборке. Точечные оценки: статистическая ошибка и показатель точности оценок. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Критерии достоверности оценок | ||||||
5.1. | Виды параметрических критериев для средних (критерий Стьюдента) и дисперсий (критерий Фишера), основные способы вычислений. Непараметрические критерии: критерий Ван-дер-Вардена, критерий Манна-Уитни, критерий знаков, критерий Уилкоксона; основные способы вычислений. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Критерии достоверности оценок | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Статистические гипотезы и их проверка. Понятие о нулевой и альтернативной гипотезе. Параметрические критерии: условия применения, преимущества и недостки. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Дисперсионный анализ | ||||||
6.1. | Способы разложения выборочных дисперсий комплекса на составляющие. Анализ однофакторных, двухфакторных, многофакторных и иерархических комплексов. Оценка силы влияния регулируемых и нерегулируемых факторов на результирующий признак различными методами. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Дисперсионный анализ | Лабораторные | 6 | 3 | ПК-2 | Л1.1 |
6.3. | Сущность и требования к методу. Условия образования и виды дисперсионных комплексов. | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 7. Корреляционный анализ | ||||||
7.1. | Определение понятия корреляция. Задачи корреляционного анализа. Параметрические показатели связи: коэффициент корреляции и корреляционное отношение. Условия применения, преимущества и недостатки параметрических показателей корреляции. Непараметрические показатели связи: коэффициент корреляции рангов; коэффициент ассоциации и коэффициент корреляции знаков; преимущества непараметрических показателей связи над параметрическими. Множественная и частная корреляция. | Лекции | 6 | 4 | ПК-2 | Л1.2 |
7.2. | Корреляционный анализ | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 8. Регрессионный анализ | ||||||
8.1. | Определение понятия регрессия. Задачи регрессионного анализа. Способы построения эмпирической линии регрессии. Линейная регрессия. Способы составления уравнения линейной регрессии по эмпирическим данным: метод средних уравнений и метод наименьших квадратов. Нелинейная регрессия. Основные виды уравнений нелинейной регрессии и способы их линеаризации. Оценка достоверности показателей регрессии. Выбор уравнений регрессии. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
8.2. | Регрессионный анализ | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 9. Решение задач | ||||||
9.1. | Решение задач | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Cм. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Cм. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Cм. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. В. Боченина и др.; под ред. И. И. Елисеева | Статистика. Базовый курс: | М. : Юрайт-, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Лакин Г.Ф. | Биометрия: | М. : Высш. шк., 1990. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Биометрика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biometrica.tomsk.ru. – Загл. с экрана. | |||
Э2 | Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова/ Биологический факультет/ Кафедра биофизики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biophys.msu.ru. – Загл. с экрана. | |||
Э3 | Биоинформатика, программирование и анализ данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bioinformatics.ru. – Загл. с экрана. | |||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Э1 Биометрика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biometrica.tomsk.ru. – Загл. с экрана. Э2 Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова/ Биологический факультет/ Кафедра биофизики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biophys.msu.ru. – Загл. с экрана. Э3 Биоинформатика, программирование и анализ данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bioinformatics.ru. – Загл. с экрана. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально __80__баллов, за решение задачи __20__ баллов. |