Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 10 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 15 | 14 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 56 | 44 | 44 | 88 | 44 | 44 | 144 | 176 |
Сам. работа | 88 | 28 | 100 | 92 | 28 | 64 | 216 | 184 |
Итого | 144 | 72 | 144 | 180 | 72 | 108 | 360 | 360 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Цели: - овладеть основными методами зоологических исследований; - научить студентов – будущих специалистов самостоятельно работать с научной литературой; - приобрести практические навыки исследовательской работы; - закрепить навыки морфологических и морфометрических исследований животных; - приобрести навыки чтения специальных текстов, определительных ключей и др.; - расширить общебиологическую подготовку; - изучить современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой; - изучить современные полевые и лабораторные методы исследования для работы с зоологическими объектами; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ОПК-6 | способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами; - методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды; - устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях и способен их применять; - современные полевые и лабораторные методы исследования для работы с зоологическими объектами; - основные методы научных исследований в зоологии с использованием современного оборудования; - базовые методы научных исследований в зоологии с использованием современного оборудования. - приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях; - проводить исследования индивидуально или в составе группы; - выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала. - применять современные полевые и лабораторные методы исследования для работы с зоологическими объектами; - настраивать и калибровать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ; - осуществлять подбор необходимой современной аппаратуры и оборудования для выполнения экспериментов с зоологическими объектами. - применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; - излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды; - навыками применения основных средств полевого и лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов, публикаций; - навыками оценки состояния природных объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации; - современными полевыми и лабораторными методами исследования зоологических объектов; - постановки эксперимента с использованием необходимой современной аппаратуры и оборудования для выполнения исследования зоологических объектов; - навыками организации научных исследований зоологических объектов с использованием современного оборудования; - применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; - излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Простейшие | ||||||
1.1. | Проблемы систематики простейших. Голые амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Раковинные амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. | Лабораторные | 6 | 16 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
1.2. | Жгутиконосцы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Кинетофрагминофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.2 |
1.3. | Олигохименофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Полихименофоры и суктории: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-6, ПК-1 | Л3.2, Л1.2 |
1.4. | Проблема очистки воды и понятие сапробности. Методы очистки сточных вод. Сооружения биологической очистки воды. Аэротенки и принципы их работы. Особенности экосистемы активного ила. Трофические уровни. Состояния активного ила. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.5. | Фауна простейших активного ила. Индикаторные организмы. Сравнительные анализ участия различных групп простейших в процессах очистки воды. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Сегментарный состав головы насекомых по современным представлениям. | ||||||
2.1. | Типы постановки головы у насекомых. | Лабораторные | 6 | 16 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л3.2 |
2.2. | Номенклатура частей головы насекомых. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
2.3. | Типы усиков | Лабораторные | 6 | 12 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.4. | Номенклатура частей ротового аппарата. | Сам. работа | 7 | 14 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
2.5. | Видоизменения частей в разных типах ротовых аппаратов в связи с режимом питания. Номенклатура частей груди. | Лабораторные | 7 | 44 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Строение насекомых | ||||||
3.1. | Строение склеритного кольца. | Сам. работа | 7 | 14 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
3.2. | Номенклатура частей груди. | Сам. работа | 7 | 34 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
3.3. | Строение крыльев. Номенклатура частей крыла | Сам. работа | 7 | 30 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Типы конечностей. Сегментный состав брюшка. Придатки брюшка и их видоизменения. Примечание: все части тела необходимо показывать на изученных объектах и изготовленных самостоятельно препаратах. | Лабораторные | 7 | 44 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
Раздел 4. Особенности строение насекомых | ||||||
4.1. | Наружные половые органы самцов и самок | Лабораторные | 8 | 24 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Наружные половые органы самцов и самок | Сам. работа | 8 | 18 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату. | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
4.4. | Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату. | Сам. работа | 8 | 20 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
4.5. | Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией. | Лабораторные | 8 | 10 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л1.2 |
4.6. | Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией. | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 5. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления. | ||||||
5.1. | Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления. | Лабораторные | 8 | 10 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1 |
5.2. | Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-6, ПК-1 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов | Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ | М. : Аспект Пресс, 2004 | 25 |
Л1.2 | Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. | Зоология позвоночных: учеб. для вузов | М.: Академия, 2000 | 52 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. М. Константинова | Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2004 | 29 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Лопатин И.К. | Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов | Минск : Вышсш. школа, 2002. | 5 |
Л3.2 | И. Х. Шарова | Зоология беспозвоночных: учеб. для вузов | М.: ВЛАДОС, 1999 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на платформе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) https://scholar.google.ru/ - Гугл Академия |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Большой практикум по зоологии». Дисциплина «Водные биоресурсы региона и их охрана» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Большой практикум по зоологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |