МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по физиологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 216
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 15 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 56 44 44 88 44 44 144 176
Сам. работа 88 28 100 92 28 64 216 184
Итого 144 72 144 180 72 108 360 360

Программу составил(и):
к.б.н, доцент, Воронина И.Ю.;к.б.н., доцент , Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по физиологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать представление об основных методах физиологического эксперимента;
• освоить навыки практической работы на лабораторном и приборном оборудовании, сбор и анализ физиологических показателей, важных для понимания механизмов работы организма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях;
методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды;
устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования; современную аппаратуру и лабораторное оборудование, используемые для научно-исследовательских и лабораторных работ;
расширенный спектр физиологических методов исследования;
приемы составления научно-технических отчетов, обзоров;
правила оформления научно-технической документации, отчетов, обзоров.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектамии современной аппаратурой в лабораторных условиях;
пользоваться оборудованием, применяемым в биологических исследованиях; проводить исследования индивидуально или в составе группы;
выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала;
использовать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских и лабораторных работ;
осуществлять подбор и модификацию методов исследования и разработку новых, исходя из конкретных задач исследования;
излагать получаемую информацию;
критически анализировать полученную информацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях с помощью современной аппаратуры;
навыками оценки состоянияизхучаемых объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации;
навыками применения основных средств лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов, публикаций;
навыками эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно-исследовательских и лабораторных исследований;
современными методами получения, сбора и обработки научной информации;
навыками составления и оформления проектов, научно-технических отчетов, обзоров.
навыками изложения и анализа получаемой информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы экспериментальной физиологии животных.
1.1. Методика препаровки брюхоногих моллюсков Электрическое раздражение и распространение возбуждения. Электрофизиология нервного ствола Исследование механизма мышечного возбуждения Исследование механики мышц Исследование рефлекторной функции спинного мозга Лабораторные 6 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.2. Самостостельное изучение теоретических основ электрофизиологии возбудимых тканей Сам. работа 6 4 ОПК-6
Раздел 2. Методы исследования системы крови
2.1. Наблюдение буферных свойств сыворотки крови. Приготовление мазка крови Определение лейкоцитарной формулы Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л3.1
2.2. Самостоятельное изучение методов исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостазасистемы крови Сам. работа 6 4 ОПК-6, ПК-2
Раздел 3. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения
3.1. Самостоятельное изучение теоретических основ капнографии Сам. работа 7 40 ОПК-6, ПК-2 Л3.1
3.2. Оценка типа вентиляции по концентрации СО2 в выдыхаемом воздухе. Оценка проходимости воздухоносных путей Оценка легочного газообмена методом капнографии Оценка вентиляционно-перфузионных отношений методом капнографии Пробы с задержкой дыхания (Штанге, Генче, Сабразе, Бакулева). Комбинированная проба Серкина. Проба Гаррисона. Определение кислородного долга. Определение коэффициента эффективности восстановления после физической нагрузки. Оценка эффективности дыхания. Оценка текущего функционального состояния, основанная на анализе вариабельности дыхательного ритма. Лабораторные 7 30 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.3. Анализ электрокардиограммы с помощью оценочных индексов. Влияние физической нагрузки на характеристики ЭКГ. Вариационная пульсометрия. Расчет индекса напряжения Баевского Оценка реакции системы кислородообеспечения на орто-пробу, основанная на анализе кардиоритма (по Баевскому) Методика исследования частотных характеристик сердечного ритма с использованием спектрального анализа Исследование характеристик пульса в покое и при физической нагрузке на основе анализа сфигмограмы. Скорость распространения пульсовой волны. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы. Лабораторные 7 24 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.4. Регистрация ЭКГ в разных отведениях и определение ее основных характеристик. Определение электрической оси сердца. Оценка гемодинамической реакции на физическую нагрузку по показателям артериального давления и частоты сердечных сокращений.Косвенные методы оценки кардиореспираторных и гемодинамических показателей Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.5. Определение жизненной емкости легких. Оценка фактических величин легочных объемов. Оценка частотно-временных параметров дыхания в покое и подмвлиянием различных факторов. Проба Розенталя. Определение ЖЕЛ после дозированной физической нагрузки. Определение форсированной жизненной емкости легких по Вотчалу и проба Тиффно. Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.6. Теоретические основы электрокардиографии Сам. работа 6 8 ОПК-6, ПК-2 Л1.1, Л1.3
3.7. Теоретические основы вариационной пульсометрии. Сам. работа 7 20 ОПК-6, ПК-2 Л1.1, Л1.3
3.8. Теоретические основы и правила проведения функциональных проб Сам. работа 6 4 ОПК-6 Л3.1, Л1.3
Раздел 4. Методы оценки физической работоспособности
4.1. Проба Мартинэ Функциональная проба Руфье-Диксона. Комбинированная проба Летунова. Гарвардский степ-тест. Функциональная проба с натуживанием (проба Вальсальвы). Ортостатическая проба. Субмаксимальный тест. Определение максимального потребления кислорода. Определение физической выносливости по Н.Н. Самко. Лабораторные 6 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.3
4.2. Спамостоятельное изучение теоретических основ и правил проведения функциональных проб Сам. работа 6 4 ОПК-6
Раздел 5. Методы оценки состояния теплообмена и терморегуляции
5.1. Изменение температуры тела в условиях охлаждения и нагревания. Роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела. Холодовая температурная проба. Лабораторные 6 6 ОПК-6 Л3.1, Л1.3
5.2. Теоретические основы калориметрии как способа оценки обмена веществ Сам. работа 6 4 ОПК-6, ПК-2
Раздел 6. Методы исследования функционального состояния человека
6.1. Регистрация ЭЭГ человека в разных деятельных состояниях. Расчет пространственной синхронизации спонтанной ЭЭГ Регистрация ВП Оценка влияния абиотических факторов среды на функциональное состояние человека. Лабораторные 7 34 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.3
6.2. Теоретические основы электроэнцефалографии Сам. работа 7 32 ОПК-6, ПК-2
Раздел 7. Методы исследования ВНД
7.1. Оценка эмоциональных реакций человека по КГР Одновременная регистрация основных электрофизиологических показателей Влияние цели на результат деятельности. Влияние обстановочной афференции на результат деятельности. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности. Ощущение, восприятие, внимание как проявления ВНД. Исследование переключения внимания с помощью бело-черной таблицы Горбовского. Оценка устойчивости внимания с помощью цифровых таблиц Шульте. Методика определения кратковременной памяти. Методика «Образная память». Объем кратковременной памяти. Непроизвольная память. Зависимость запоминания от установки личности. Осмысленность восприятия в запоминании. Методика «оперативная память» Опыт «Прием информации». Мышление, как проявление ВНД. Изучение образов восприятия и представления. Слуховые иллюзии. Пространств Лабораторные 8 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
7.2. Общая характеристика методов исследования высшей нервной деятельности человека Сам. работа 8 32 ОПК-6, ПК-2 Л1.1
Раздел 8. Методы исследования анализаторов
8.1. Специфичность анализаторов. Раздражение периферического конца анализатора неадекватными раздражителями. Хронаксиметрия анализаторов (сенсорная хронаксия). Определение порогов различения. Измерение интервалов функциональных сдвигов в анализаторах человека. Ритмическое раздражение анализаторов. Функциональная подвижность анализаторов. Кожно-гальванический рефлекс как показатель сдвигов в системе анализатора. Исследование век, конъюнктивы и глазного яблока при боковом (фокальном) освещении. Экзофтальмометрия.Определение горизонтального размера роговицы и цвета глаз. Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Исследование зрачков и зрачковых реакций. Алгезиметрия (исследование тактильной чувствительности роговицы). Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Определение остроты зрения (визометрия).Исследование характера зрения при двух открытых глазах (бинокулометрия). Исследование периферического зрения Лабораторные 8 18 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
8.2. Ориентировочное определение гемианопсий. Определение центральных скотом и метаморфопсий. Адаптометрия. Аккомодометрия. Диагностика астигматизма Определение нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности с помощью механических секундомеров. Определение способности правильно устанавливать направление звука по методике М.И. Вольфковича и Л.И. прессмана. Исследование пространственного слуха по методу Блинкова С.М. Определение абсолютных слуховых порогов и диапазона слышимости. Определение разностных порогов различения звука. Исследование безусловных слуховых рефлексов камертональными методами. Слуховые иллюзии. Исследование фонематического слуха. Регистрация кожно-гальванических рефлексов на звуковое раздражение. Регистрация сосудистой реакции на звуковые раздражения. Слуховые рефлексы. Исследование костной и воздушной проводимости звука. Исследование функции слуховых труб. 121. Самостоятельное проду Лабораторные 8 10 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.2
8.3. Самостоятельное изучение общих принципов работы анализаторов. Особенности зрительного, слухового восприятия Сам. работа 8 32 ОПК-6, ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение: ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение: ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение: ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ноздрачев А.Д. Большой практикум по физиологии человека и животных: учеб. пособие М. : Академия, 2007 33
Л1.2 И. Ю. Воронина Большой практикум по физиологии человека (физиология анализаторов): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Томилова И.Н. Большой практикум по физиологии человека: учебное пособие Алт. ун-та, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/512
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Ю. Воронина Физиология трудовых процессов: [учеб. пособие] Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2009 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э4 Научная электронная библиотека «Киберленинка» (http://cyberleninka.ru/) cyberleninka.ru
Э5 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
Э6 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Научная электронная библиотека «Киберленинка»http://cyberleninka.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
229Л препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Большой практикум по физиологии»
Дисциплина «Большой практикум по физиологии» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации по подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля.
Устный опрос проводится на лабораторном занятии, непосредственно перед выполнением лабораторных работ.
При подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой лабораторного занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

Методические рекомендации по подготовке рефератов.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с.Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.

Методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным работам
Лабораторные занятия являются основным видом учебных занятий и позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
На лабораторных занятиях осуществляются следующие формы работ со студентами: индивидуальная (оценка знаний, выполненных тестовых заданий, проверка рабочих тетрадей); групповая (выполнение заданий малыми группами по 2-4 человека); фронтальная (подведение итогов выполнения лабораторных работ, подведение итогов выполнения теста).
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь. Тестовые задания выполняются на специальных бланках, выдаваемых преподавателем индивидуально. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы и/или практического задания, необходимый раздаточный материал.
Структура лабораторного занятия
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы и/или практических задач.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка лабораторных тетрадей.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения.
По теме занятия проводится устный опрос, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы или практического.
Индивидуальный контроль осуществляется в форме тестов. После написания теста его вопросы проговариваются еще раз, и на них даются правильные ответы. Тесты проверяются во внеучебное время.
Лабораторная работа или практические задания выполняются в соответствии с методическими указаниями.
Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе.
Лабораторный отчет оформляется по следующей схеме:
Дата
Тема занятия
Номер лабораторной работы (задания)
Цель и задачи лабораторной работы (задания)
Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
Выводы в соответствии с целью и задачами.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».