МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ихтиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Журавлев В.Б.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Ихтиология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2011-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.В.Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой А.В.Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: сформировать у обучающихся представление о концепции развития рыбного хозяйства на внутренних континентальных водоемах России на долгосрочную перспективу и определить возможности ее реализации на примере гидросистем Алтайского края.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
- рассмотреть общие закономерности формирования популяционной структуры и динамики промысловых стад рыб;
- привести данные по биологии рыб водоемов Алтайского края с учетом систематической принадлежности, морфологических, экологических и фаунистических различий, а также методов оценки численности и определения оптимальных допустимых уловов (ОДУ);
- определить основные особенности и приоритеты развития промышленного рыбоводства и аквакультуры по сравнению с естественным рыболовством.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы составления научно-технических отчетов, обзоров и аналитических карт;
приемы составления научно-технических отчетов,обзоров,аналитических карт и пояснительных записок;
приемы составления научно-технических отчетов,обзоров,аналитических карт и пояснительных записок со способностью применять их на практике.

3.2.Уметь:
3.2.1.излагать и критически анализировать получаемую научную информацию;
представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
излагать и критически анализировать получаемую научную информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками статистического анализа при подготовке научно-технических отчетов, обзоров и аналитических карт;
аппаратом математической статистики при представлении результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
полным аппаратом математической статистики в применении практических вопросов биологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи ихтиологии, ее место в системе биологических наук. Краткий обзор развития ихтиологии. Современное использование биологических ресурсов гидросферы. Понятие вида в ихтиологии. Лекции 8 2 ПК-2
1.2. Процесс видообразования. Современная система круглоротых и рыб (по Линдбергу-Рассу) и ее модификации Сам. работа 8 4 ПК-2
Раздел 2. Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края
2.1. Видовой состав ихтиофауны водоемов Алтайского края; список таксонов, нуждающихся в охране. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
2.2. Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края Лабораторные 8 6 ПК-2 Л2.2
2.3. Морфофизиологические и экологические особенности основных представителей отрядов: Acipenseriformes, Esociformes, Cypriniformes, Perciformes. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.1
Раздел 3. Влияние на рыб абиотических и биотических факторов
3.1. Адаптации рыб к жизни в водной среде. Физико-химические свойства воды: плотность, вязкость, теплоемкость, тепло- и электропроводность. Влияние на рыб температуры, растворимых в воде газов, солености, освещенности, звуковых волн и электрического поля. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
3.2. Влияние на рыб абиотических и биотических факторов Лабораторные 8 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2
3.3. Биотические связи и экологические группы рыб. Внутривидовые отношения: стадо, элементарная популяция, стая, скопление, колония, внутривидовой паразитизм, внутривидовая конкуренция. Межвидовые отношения: пищевая конкуренция, связь «хищник-жертва», комменсализм, мутуализм, симбиоз, межвидовой паразитизм. Взаимосвязи рыб с другими систематическими группами (дробянки, простейшие, грибы, растения, животные). Экологическая классификация рыб: пресноводные, проходные, солоноватоводные, морские. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.1
Раздел 4. Рости возраст рыб
4.1. Определение роста. Особенности роста рыб по сравнению с теплокровными животными. Продуцирующий и поддерживающий рост. Влияние на процессы роста экологических факторов и промысла. Темп роста рыб и его основные показатели. Математические модели описания роста: параболическая, экспоненциальная, логистическая, уравнение Берталанфи. Лекции 8 2 ПК-2
4.2. Определение роста рыб Лабораторные 8 6 ПК-2
4.3. Темп роста рыб и его основные показатели. Математические модели описания роста: параболическая, эк Методы определения возрастного состава рыб. Метод К. Петерсена. Методы определения возраста по регистрирующим структурам: чешуе, костям, отолитам. Методы обратного вычисления темпа роста. Метод Э. Леа. «Феномен Розы Ли». Метод К. Шериф. Логарифмические шкалы Г.И. Монастырского. Сам. работа 8 9 ПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Питание и размножение рыб
5.1. Характеристика питания. Избирательная способность в питании (элективность). Возрастные, локальные и сезонные изменения в питании рыб. Суточный ритм и интенсивность питания. Лекции 8 2 ПК-2
5.2. Питание и размножение рыб Лабораторные 8 6 ПК-2
5.3. Суточный и годовой рационы. Кормовой коэффициент. Пищевые цепи. Пищевая конкуренция и обеспеченность пищей. Показатели жирности и упитанности рыб. Сам. работа 8 10 ПК-2
Раздел 6. Жизненный цикл и миграции рыб
6.1. Общая характеристика онтогенеза. Периоды индивидуального развития: эмбриональный, личиночный, мальковый, ювенильный, взрослого организма, старческий. Теория этапного развития рыб В.В. Васнецова. Общая характеристика миграций. Кормовые, зимовальные и нерестовые миграции. Миграционные циклы. Методы изучения миграций. Лекции 8 4 ПК-2
Раздел 7. Биологическая продуктивность водоемов
7.1. Определение биологической продуктивности. Общая и промысловая биопродукция. Факторы, влияющие на биопродукционные свойства водоема. Понятие о сырьевой базе рыбной промышленности. Особенности ее функционирования по сравнению с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства. Рациональное использование рыбных ресурсов. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
Раздел 8. Динамика численности рыб и методы оценки их запасов
8.1. Факторы, определяющие тип динамики стада рыб: урожайность молоди, скорость роста, возрастной состав популяции, смертность. Типы структур нерестовых стад по Г.Г. Монастырскому. Основные группы методов оценки рыбных запасов, их преимущества и недостатки. Методы прямого учета: учета запаса по фонду отложенной икры, метод площадей, гидроакустический, мечения рыб. Биостатистические методы. Модели динамики рыбных популяций. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Cм. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Cм. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Cм. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Б. Журавлев Рыбы бассейна Верхней Оби : АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 elibrary.asu.ru
Л2.2 В. Б. Журавлев, С. Л. Ломакин, С. Н. Сатюков ; под ред. В. Б. Журавлева Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] : АлтГУ.- Барнаул : [Алтай], 2010.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ихтиология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.copy-right.su.– Загл. с экрана.
Э2 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
Э3 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса соответствующие содержанию формируемых компетенций. К экзамену допускаются студенты выполнившие все практические (лабораторные) и письменные задания. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально __100__баллов
Тестирование проводится с помощью бланков индивидуальных тестов. На тестирование отводится __30__ минут. Каждый вариант тестовых заданий включает__10__ вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается_1_баллов. Перевод баллов в оценку: 9-10 баллов-отлично,7-8 баллов-хорошо.5-6 баллов- удовлетворительно, меньше 5 баллов -неудовлетворительно