Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой А.В.Мацюра
1.1. | Цель преподавания дисциплины: сформировать у обучающихся представление о концепции развития рыбного хозяйства на внутренних континентальных водоемах России на долгосрочную перспективу и определить возможности ее реализации на примере гидросистем Алтайского края. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен: - рассмотреть общие закономерности формирования популяционной структуры и динамики промысловых стад рыб; - привести данные по биологии рыб водоемов Алтайского края с учетом систематической принадлежности, морфологических, экологических и фаунистических различий, а также методов оценки численности и определения оптимальных допустимых уловов (ОДУ); - определить основные особенности и приоритеты развития промышленного рыбоводства и аквакультуры по сравнению с естественным рыболовством. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы составления научно-технических отчетов, обзоров и аналитических карт; приемы составления научно-технических отчетов,обзоров,аналитических карт и пояснительных записок; приемы составления научно-технических отчетов,обзоров,аналитических карт и пояснительных записок со способностью применять их на практике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | излагать и критически анализировать получаемую научную информацию; представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований; излагать и критически анализировать получаемую научную информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками статистического анализа при подготовке научно-технических отчетов, обзоров и аналитических карт; аппаратом математической статистики при представлении результатов полевых и лабораторных биологических исследований; полным аппаратом математической статистики в применении практических вопросов биологических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Предмет и задачи ихтиологии, ее место в системе биологических наук. Краткий обзор развития ихтиологии. Современное использование биологических ресурсов гидросферы. Понятие вида в ихтиологии. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | |
1.2. | Процесс видообразования. Современная система круглоротых и рыб (по Линдбергу-Рассу) и ее модификации | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | |
Раздел 2. Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края | ||||||
2.1. | Видовой состав ихтиофауны водоемов Алтайского края; список таксонов, нуждающихся в охране. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1 |
2.2. | Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.2 |
2.3. | Морфофизиологические и экологические особенности основных представителей отрядов: Acipenseriformes, Esociformes, Cypriniformes, Perciformes. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-2 | Л2.1 |
Раздел 3. Влияние на рыб абиотических и биотических факторов | ||||||
3.1. | Адаптации рыб к жизни в водной среде. Физико-химические свойства воды: плотность, вязкость, теплоемкость, тепло- и электропроводность. Влияние на рыб температуры, растворимых в воде газов, солености, освещенности, звуковых волн и электрического поля. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1 |
3.2. | Влияние на рыб абиотических и биотических факторов | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Биотические связи и экологические группы рыб. Внутривидовые отношения: стадо, элементарная популяция, стая, скопление, колония, внутривидовой паразитизм, внутривидовая конкуренция. Межвидовые отношения: пищевая конкуренция, связь «хищник-жертва», комменсализм, мутуализм, симбиоз, межвидовой паразитизм. Взаимосвязи рыб с другими систематическими группами (дробянки, простейшие, грибы, растения, животные). Экологическая классификация рыб: пресноводные, проходные, солоноватоводные, морские. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-2 | Л2.1 |
Раздел 4. Рости возраст рыб | ||||||
4.1. | Определение роста. Особенности роста рыб по сравнению с теплокровными животными. Продуцирующий и поддерживающий рост. Влияние на процессы роста экологических факторов и промысла. Темп роста рыб и его основные показатели. Математические модели описания роста: параболическая, экспоненциальная, логистическая, уравнение Берталанфи. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | |
4.2. | Определение роста рыб | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-2 | |
4.3. | Темп роста рыб и его основные показатели. Математические модели описания роста: параболическая, эк Методы определения возрастного состава рыб. Метод К. Петерсена. Методы определения возраста по регистрирующим структурам: чешуе, костям, отолитам. Методы обратного вычисления темпа роста. Метод Э. Леа. «Феномен Розы Ли». Метод К. Шериф. Логарифмические шкалы Г.И. Монастырского. | Сам. работа | 8 | 9 | ПК-2 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Питание и размножение рыб | ||||||
5.1. | Характеристика питания. Избирательная способность в питании (элективность). Возрастные, локальные и сезонные изменения в питании рыб. Суточный ритм и интенсивность питания. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | |
5.2. | Питание и размножение рыб | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-2 | |
5.3. | Суточный и годовой рационы. Кормовой коэффициент. Пищевые цепи. Пищевая конкуренция и обеспеченность пищей. Показатели жирности и упитанности рыб. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2 | |
Раздел 6. Жизненный цикл и миграции рыб | ||||||
6.1. | Общая характеристика онтогенеза. Периоды индивидуального развития: эмбриональный, личиночный, мальковый, ювенильный, взрослого организма, старческий. Теория этапного развития рыб В.В. Васнецова. Общая характеристика миграций. Кормовые, зимовальные и нерестовые миграции. Миграционные циклы. Методы изучения миграций. | Лекции | 8 | 4 | ПК-2 | |
Раздел 7. Биологическая продуктивность водоемов | ||||||
7.1. | Определение биологической продуктивности. Общая и промысловая биопродукция. Факторы, влияющие на биопродукционные свойства водоема. Понятие о сырьевой базе рыбной промышленности. Особенности ее функционирования по сравнению с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства. Рациональное использование рыбных ресурсов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1 |
Раздел 8. Динамика численности рыб и методы оценки их запасов | ||||||
8.1. | Факторы, определяющие тип динамики стада рыб: урожайность молоди, скорость роста, возрастной состав популяции, смертность. Типы структур нерестовых стад по Г.Г. Монастырскому. Основные группы методов оценки рыбных запасов, их преимущества и недостатки. Методы прямого учета: учета запаса по фонду отложенной икры, метод площадей, гидроакустический, мечения рыб. Биостатистические методы. Модели динамики рыбных популяций. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Cм. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Cм. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Cм. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Б. Журавлев | Рыбы бассейна Верхней Оби : | АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | В. Б. Журавлев, С. Л. Ломакин, С. Н. Сатюков ; под ред. В. Б. Журавлева | Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] : | АлтГУ.- Барнаул : [Алтай], 2010. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ихтиология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.copy-right.su.– Загл. с экрана. | |||
Э2 | Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана. | |||
Э3 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса соответствующие содержанию формируемых компетенций. К экзамену допускаются студенты выполнившие все практические (лабораторные) и письменные задания. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально __100__баллов Тестирование проводится с помощью бланков индивидуальных тестов. На тестирование отводится __30__ минут. Каждый вариант тестовых заданий включает__10__ вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается_1_баллов. Перевод баллов в оценку: 9-10 баллов-отлично,7-8 баллов-хорошо.5-6 баллов- удовлетворительно, меньше 5 баллов -неудовлетворительно |