МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы физиологических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 20 18 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 64 66 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы физиологических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с историей развития физиологических исследований, методологией естественно-научного познания, методическими принципами физиологического исследования;
обучить технике ведения научно-исследовательской документации (составление баз данных, обработка и анализ результатов, оформление научно-технических отчетов).


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о ведении документации в физиологических исследованиях, принципах составления баз данных;
об аналитических методах обработки данных и способах их адекватного выбора;
об особенностях разных видов научных публикаций (реферат, научный обзор, статья, курсовая и дипломная работы);
3.2.Уметь:
3.2.1.представлять научные результаты разными способами (графики,таблицы, различные виды диаграмм), создавать презентации формата и результатов исследования с помощью программы PowerPoint;
составить отчет о собственной научной работе согласно требованиям к содержанию разделов научной публикации;
обосновать актуальность выбранной темы, новизну результатов, адекватность методов исследования, включая математические приемы обработки;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями о выборе методов исследования (адекватность, валидность, надежность);
методиками анализа вариационных рядов, корреляций, анализа дисперсий и временных рядов;
знаниями о принципах организации экспериментального этапа работы (однородность контрольной и референтной групп, планирования объема выборки, исключение побочных эффектов. учет времени суток, сезона, и т.п.);

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология естественнонаучного познания.
1.1. Классификация методов естественнонаучных исследований. Натурное наблюдение (простое и сложное), сравнительный, исторический, логический методы и метод моделирования. Эксперимент как основной метод познания. Предупреждение артефактов. Эксперименты острые и хронические. Понятие о пролонгированных ( лонгитюдных ) исследованиях. Эксперименты: лабораторные, натурные, клинические. Эксперименты in vivo, in vitro, in situ. Группы сравнения, экспериментальная и контрольная группы. Методика как форма реализации метода. Методические основы клинических исследований. Правовые основы клинических исследований. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Методология научного познания. Лабораторные 5 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Классификация биологических наук и физиологической науки. Фундаментальные и прикладные исследования. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Классификация методов естественнонаучных исследований.
2.1. Классификация методов естественнонаучных исследований. Натурное наблюдение (простое и сложное), сравнительный, исторический, логический методы и метод моделирования. Эксперимент как основной метод познания. Предупреждение артефактов. Эксперименты острые и хронические. Понятие о пролонгированных ( лонгитюдных ) исследованиях. Эксперименты: лабораторные, натурные, клинические. Эксперименты in vivo, in vitro, in situ. Группы сравнения, экспериментальная и контрольная группы. Методика как форма реализации метода. Методические основы клинических исследований. Правовые основы клинических исследований. Лекции 5 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Натурное наблюдение (простое и сложное), сравнительный, исторический, логический методы и метод моделирования. Эксперимент как основной метод познания. Предупреждение артефактов. Лабораторные 5 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Эксперименты острые и хронические. Понятие о пролонгированных ( лонгитюдных ) исследованиях. Эксперименты: лабораторные, натурные, клинические. Эксперименты in vivo, in vitro, in situ. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Этапы развития физиологической науки
3.1. Этапы развития науки. Научные революции. Механизмы научных революций. Теория Т.Куна о механизмах научных революций. Этапы развития физиологии. Физиологическая наука в период с XVI по XXI век. Ключевые этапы в развитии физиологии и выдающиеся физиологические эксперименты ( У. Гарвей, Р.Декарт, Л. Гальвани, М. В.Ломоносов, Е. Дюбуа-Раймон, Р. Вирхов, С.Раймон-и-Кахаль, Ч. Белл, Ф. Мажанди И. Мюллер, Ч. Шеррингтон, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н.Е. Введенский, С. П. Боткин, В. М. Бехтерев и др.). Классические эксперименты в физиологии. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Этапы развития физиологии. Физиологическая наука в период с XVI по XXI век. Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Ключевые этапы в развитии физиологии и выдающиеся физиологические эксперименты Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Характерные черты естествознания
4.1. Характерные черты науки. Отличие науки от других отраслей культуры. Наука и религия. Экзотерическое и эзотерическре познание. Пси-феномены. .Современные тенденции в развитии естествознания. Системный подход: использование законов кибернетики в биологии. Понятие системы. Понятия об открытых, неравновесных, хаотических системах. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Современные тенденции в развитии естествознания. Системный подход: использование законов кибернетики в биологии. Понятие системы. Понятия об открытых, неравновесных, хаотических системах. Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Приоритетные направления развития науки и техники в современной России. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Собрания научной общественности и обмен знаниями в области физиологии
5.1. Международное научное сообщество. Обмен знаниями в научном сообществе. Систематизация видов собраний научной общественности. Нобелевская премия как критерий общепризнанного вклада в науку. Номинации для Нобелевской премии. Россияне – обладатели Нобелевской премии. Содержание исследований нобелевских лауреатов в области медицины и физиологии за последние годы. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Россияне – обладатели Нобелевской премии. Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Содержание исследований нобелевских лауреатов в области медицины и физиологии за последние годы. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Организация физиологического исследования
6.1. Организация физиологического исследования. Постановка проблемы, цели и задач исследования. Понятия объекта, предмета и субъекта исследования. Формулировка научной гипотезы, определение и обоснование актуальности темы исследования. Выбор методов физиологического исследования. Адекватность, валидность, надежность методов. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Организация физиологического исследования. Лабораторные 5 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Организация физиологического исследования. Понятие контрольной группы, групп сравнения. Требования к организации экспериментального этапа работы (однородность групп субъектов, объем выборки, исключение побочных эффектов, учет времени суток, сезона года и т.п.). Ведение протоколов исследования, формирование базы данных. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Представление результатов научных исследований
7.1. Составление научного (литературного) обзора и его задачи. Современные источники научной информации (научные журналы, сборники статей, материалы научных конгрессов, симпозиумов, конференций, кандидатские и докторские диссертации, авторефераты диссертаций. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.2. Составление научного (литературного) обзора и его задачи. Опыт использования Интернета для поиска информации о современном состоянии изучаемой проблемы. Необходимые библиографические параметры использующихся научных материалов. Реферат и виды рефератов. Правила ссылок и цитирование авторов в обзоре литературы. Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.3. Составление научного (литературного) обзора и его задачи. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Документация в физиологических исследованиях
8.1. Документация в физиологических исследованиях. Принципы составления баз данных. Аналитические методы и способы их адекватного выбора. Обработка эмпирических данных. Проблема достоверности полученных результатов. Математические методы в биологии и психофизиологии. Теоретические и эмпирические распределения признаков. Параметрические и непараметрические методы статистики. Элементы планирования эксперимента и определения требуемого объема выборки. Методы установления взаимосвязей между переменными (корреляционный, дисперсионный и регрессионный анализ). Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Принципы составления баз данных. Аналитические методы и способы их адекватного выбора. Обработка эмпирических данных. Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.3. Аналитические методы и способы их адекватного выбора. Обработка эмпирических данных.Способы представления результатов исследования (таблицы, графики, диаграммы). Правила оформления иллюстраций в тексте научной работы. Возможности пакетов программ «Exсel» и «Origin» для математической обработки и графического представления результатов. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Систематизация видов научных публикаций по физиологии.
9.1. Систематизация видов научных публикаций по физиологии. Структура реферата, научного обзора, статьи, курсовой и дипломной работы. Требования к содержанию разделов научной публикации. Описание, анализ и интерпретация полученных результатов. Правила формулировки выводов (стилистика, конкретность, соответствие поставленным в исследовании задачам, обоснованность статистически достоверными результатами, лаконичность, избежание интерпретации результатов). Требования к оформлению научного исследования в виде дипломных и диссертационных работ. Структура и содержание основных разделов дипломной и диссертационной работ. Титульный лист, введение и его содержание. Обзор литературы. Описание контингента испытуемых (экспериментального материала), условий и методов исследования. Собственные результаты и обсуждения. Выводы или заключение. Список использованной литературы. Правила оформления библиографических ссылок. Приложения. Список условных обозначений. Содержание рецензии на научный труд (монографию, дипломную работу, Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.2. Виды публикаций. Структура реферата, научного обзора, статьи, курсовой и дипломной работы по физиологии. Возможные способы представления научных результатов по собственной теме исследовательской работы. Лабораторные 5 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.3. Написание развернутого реферата по заданной научной проблеме. Написание краткого реферата на заданную научную публикацию.Определение цели, задач, предмета, объекта собственных исследований и обоснование их актуальности. Использование пакета «Exсel», «Origin» , «SPSS», «Statistica» для обработки и представления результатов исследования.Иллюстрация примеров математической обработки результатов собственного исследования. Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.И. Самыгин, А.М. Старостин, А.Т. Латышева, А.В. Сотникова Концепции современного естествознания: для студентов вузов Ростов-н/Д : Феникс, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271488
Л1.2 Лебедев С.А. - отв. ред. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гусейханов М.К. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 под ред. И. П. Павлов Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.: учеб. для вузов М. : Наука, 1973 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru)
5. BioOne Complete (http://www.bioone.org)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методы физиологических исследований».
Дисциплина «Методы физиологических исследований» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методы физиологических исследований». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.