МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Концепции современного естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Концепции современного естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» является формирование целостного представления о современной научной картине мира и перспективах развития планетарного социума, понимание характерных особенностей современного этапа развития науки, знание универсальных методов познания и законов развития природы, общества и человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-6 способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• об основных достижениях и перспективах развития современного естествознания как фундамента наукоемких технологий;
3.2.Уметь:
3.2.1.• знать фундаментальные законы и методы исследования современного естествознания, лежащие в основе прогрессивных отраслевых технологий;
• уметь применять основные концепции современного естествознания для создания прогрессивных технологических процессов;
• иметь научные знания о здоровом образе жизни
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• обладать научными методами познания и уметь применять их в своей профессиональной деятельности;
• овладеть инструментальной базой современного естествознания и методами обработки результатов измерения применительно к специфике технологии отрасли;
• владеть умениями и навыками самосовершенствования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Естествознание и его место в современной системе знаний. Общая характеристика науки. Методы, приемы и формы научного познания. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира.
1.1. Естествознание и его место в современной системе знаний. Общая характеристика науки. Лекции 3 2 ОК-5, ПК-6
1.2. Методы, приемы и формы научного познания. Практические 3 4 ОК-5, ПК-6
1.3. Периодизация истории естествознания. Практические 3 4 ОК-5, ПК-6
1.4. Естественно-научная картина мира. Практические 3 4 ОК-5, ПК-6
1.5. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира. Практические 3 4 ОК-5, ПК-6
1.6. Естествознание и его место в современной системе знаний. Общая характеристика науки. Методы, приемы и формы научного познания. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира. Сам. работа 3 8 ОК-5, ПК-6
Раздел 2. 2. Концептуальные основы современной космологии
2.1. Концепции космологической эволюции. Современные космологические модели Вселенной. Галактики и структура Вселенной. Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы. Геологическая история Земли. Лекции 3 2 ОК-5, ПК-6
2.2. Концепции космологической эволюции. Современные космологические модели Вселенной. Галактики и структура Вселенной. Солнечная система Практические 3 2 ОК-5, ПК-6
Раздел 3. 3. Концептуальные основы современной физики
3.1. Физическое мироздание и концептуальные основы его описания. Фундаментальные концепции описания природы. Структурные уровни организации материи Лекции 3 2 ОК-5, ПК-6
3.2. Концепции космологической эволюции. Современные космологические модели Вселенной. Галактики и структура Вселенной. Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы. Геологическая история Земли. Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-6
3.3. Физическое мироздание и концептуальные основы его описания. Фундаментальные концепции описания природы. Структурные уровни организации материи Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-6
3.4. Физическое взаимодействие. Концепция детерменизма и статистические законы. Основные принципы современной физики. Основы термодинамики Лекции 3 2 ОК-5, ПК-6
3.5. Физическое взаимодействие. Концепция детерменизма и статистические законы. Основные принципы современной физики. Основы термодинамики. Концепция самоорганизации материи. Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-6
Раздел 4. 4. Концептуальные возможности современной химии
4.1. Общая характеристика современного химического знания. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Лекции 3 2 ОК-5, ПК-6
4.2. Общая характеристика современного химического знания. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Практические 3 4 ОК-5, ПК-6
4.3. Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем Лекции 3 4 ОК-5, ПК-6
4.4. Общая характеристика современного химического знания. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-6
4.5. Общая характеристика современного химического знания. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем Практические 3 4 ОК-5, ПК-6
Раздел 5. 5. Концептуальные основы современной биологии
5.1. Общая характеристика современного биологического знания. Концепция эволюционного происхождения жизни Лекции 3 4 ОК-5, ПК-6
5.2. Общая характеристика современного биологического знания. Концепция эволюционного происхождения жизни Практические 3 6 ОК-5, ПК-6
5.3. Общая характеристика современного биологического знания. Концепция эволюционного происхождения жизни. Концепция биосферы. Ноосфера. Человек. Сам. работа 3 8 ОК-5, ПК-6
Раздел 6. 7. Концептуальные основы антропосоциогенеза
6.1. 7. Концептуальные основы антропосоциогенеза Практические 3 4 ОК-5, ПК-6
6.2. Феномен человека. Новые науки и вопросы сознания Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Раздел: «История естествознания. Открытия. Ученые».
I. Эпоха античности.
1.Пифагор.
2.Аристотель.
3.Архимед.
4.Сенека.
5.Тит Лукреций Кар.
6.Клавдий Птолемей.
7.Демокрит.
8.Гиппократ.
9.Платон.
10.Эпикур.
II. Средние века.
1.Абу-Наср-аль-Фараби.
2.Мухаммед аль-Батани.
3.Ибн Юнас.
4.Ибн Синна.
5.Ибн Рушд.
6.П.Абеляр.
7.Ф.Аквинский.
8.И.Неморарий.
9.Д.Скот.
10.У.Оккам.
11.Т.Брадвардин.
12.Н.Орем.
III. Эпоха Возраждения и период становления естествознания.
1.Леонардо да Винчи.
2.Великие мореплаватели.
3.Г.Галилей.
4.Б.Паскаль.
5.И.Кеплер.
6.Л.Эйлер.
7.У.Гершель.
8.О.Л. Коши.
9.М.В. Ломоносов.
10.И.Ньютон.
11.И.Ф. Гаусс.
12.Г.Р. Кирхгоф.
13.Н.И. Лобачевский.
14.Ч. Дарвин.
15.А.М. Ампер
16.М.Фарадей.
17.Ф.Веллер.
18.А.Нобель.
19.В.К. Рентген.
20.А.Эйнштейн.
Раздел: «Симметрия в неживой и живой природе».
1. Агрегатные состояния.
2. Типы хиических связей в кристаллах.
3. Основные типы симметрии в кристаллах.
4. Типы пространственных решеток.
5. Дефекты кристаллической структуры.
6. Рентгеноструктурный анализ.
7. Современные методы фазового анализа.
8. Симметрия в микро- и макромире.
9. Зонная теория твердых тел.
10. Металлы, полупроводники, диэлектрики.
11. О симметрии ДНК и РНК.
12. Неорганический и органический мир – мир симметрии и асимметрии.
13. Элементы беспорядка в порядке.
14. Порядок и беспорядок в мире больших молекул.
Раздел: «Генетика и эволюция. Учение Вернадского».
1. Круговорот вещества и превращение энергии в биосфере.
2. Возникновение и начальное развитие жизни на Земле.
3. Эволюция человека. Древнейшие люди.
4. Генетика и ее эволюционная теория.
5. Открытие механизма наследственности.
6. Основы цитологии.
7. Фотосинтез в природе.
8. Концепции происхождения жизни на Земле.
9. Влияние Луны на жизнь на Земле.
10. Строение атмосферы.
11. Основные учения о биосфере.
12. Учение В.И. Вернадского.
13. Эволюция биосферы.
14. Проблема поиска жизни во вселенной.
Раздел: «Человек: физиология, здоровье, творчество. Экология».
1. Учение Ч.Дарвина.
2. Человеческие расы.
3. Движущие силы антропогенеза.
4. Физиология человека.
5. Ритмы человека.
6. Психика человека.
7. Социальный мир человека.
8. Сны и сновидения.
9. Человек и природа.
10. Биогеоценоз. Экологические системы.
11. Медитация и человек.
12. Перспективы развития человека.
13. Вселенная, жизнь, разум.
14. Экологические факторы и их взаимодействие.
15. Проблемы экологии на современном этапе.
16. Биотехника и биотехнология.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Разделы: география, биология, физика, химия. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
Э2 Курс в Moodle "Концепции современного естествознания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.
• Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
• Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения.
• Умение анализировать ситуации, применять полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности.
• Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.