МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.г.н, Редькин Александр Германович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления о современной географической оболочке, законах развития планетарного социума, понимание законов развития природы, общества и человека,
- воспитание навыков анализа природных и социально-экономических процессов в пространстве;
- раскрытие основных закономерностей территориальной организации населения и хозяйства мира;
- формирование представления о пространственных закономерностях развития туристской индустрии;
- ознакомление студентов с основными аспектами формирования географии современного туризма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности пространственного распределения отдельных компонентов природы и ландшафтов на территории материков и океанов и общие закономерноти физико-географичеких процессов и явлений на планете
принципы современной географической картины мира;
основные социально-экономические характеристики регионов мира, современную демографическую ситуацию мира, география основных отраслей хозяйства мира
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять зонально-поясную структуру материков, современные ландшафты и их специфику, а также устанавливать взаимосвязи между природными компонентами в пределах территории различных материков
- находить причинно-следственные связи между отдельными природными процессами и явлениями и их влиянием на хозяйственную деятельность;
- анализировать литературные и картографические источники;
- в устной и письменной форме характеризовать сущность социально-экономических процессов и явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления комплексной характеристики физико-географической и экономико-географической стран мира
- обладать навыками работы с географическими картами;
- проводить географические описания на местности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физическая география
1.1. Введение в дисциплину. Объект, предмет и содержание географической науки Лекции 3 1 УК-1 Л2.4
1.2. Структура географической науки. Место географии в системе наук. Задачи географии. Основные этапы развития географической науки. Лекции 3 0 УК-1 Л2.1, Л2.2
1.3. Структура географической науки. Место географии в системе наук. Задачи географии. Основные этапы развития географической науки. Сам. работа 3 4 УК-1 Л2.1, Л2.2
1.4. Методология географии. Методы географических исследований. Лекции 3 1 УК-1 Л2.4
1.5. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.1
1.6. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.4
1.7. Земля во Вселенной. Лекции 3 0 УК-1 Л2.1
1.8. Вселенная. Солнечная система. Земля. Взаимодействие Земли и Космоса. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.1, Л2.2
1.9. Вселенная. Солнечная система. Земля. Взаимодействие Земли и Космоса. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.4
1.10. Географическая оболочка. Физические свойства географической оболочки. Состав географической оболочки. Лекции 3 1 УК-1 Л2.4
1.11. Понятие о географической оболочке. Литосфера. Атмосфера. Практические 3 1 УК-1 Л2.2
1.12. Понятие о географической оболочке. Литосфера. Атмосфера. Лекции 3 0 УК-1 Л2.4
1.13. Гидросфера. Криосфера. Биосфера. Кора выветривания. Почвенный покров. Антропосфера. Практические 3 1 УК-1 Л2.3
1.14. Гидросфера. Криосфера. Биосфера. Кора выветривания. Почвенный покров. Антропосфера. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.4
1.15. Закономерности строения и структуры географической оболочки. Динамика географической оболочки. Лекции 3 0 УК-1 Л2.3
1.16. Целостность географической оболочки. Поясно-зональные структуры. Вертикальная поясность географической оболочки. Общие черты строения земной поверхности. Круговорот вещества и энергии. Ритмические процессы. Динамика биоты. Саморегулирование в географической оболочке. Практические 3 1 УК-1 Л2.1
1.17. Целостность географической оболочки. Поясно-зональные структуры. Вертикальная поясность географической оболочки. Общие черты строения земной поверхности. Круговорот вещества и энергии. Ритмические процессы. Динамика биоты. Саморегулирование в географической оболочке. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.3
1.18. Основные этапы развития географической оболочки. Глобальные изменения в географической оболочке. Лекции 3 0 УК-1 Л2.4
1.19. Стратиграфическая шкала. Реконструкция состава литосферы, атмосферы, гидросферы, органического мира. Антропогенные изменения в географической оболочке. Глобальные изменения в географической оболочке. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.4
1.20. Стратиграфическая шкала. Реконструкция состава литосферы, атмосферы, гидросферы, органического мира. Антропогенные изменения в географической оболочке. Глобальные изменения в географической оболочке. Сам. работа 3 1 УК-1 Л2.4
1.21. Физическая география материков и океанов. Евразия. Северная Америка. Южная Америка. Африка. Австралия. Антарктида. Тихий, Атлантический Индийский, Северный ледовитый океаны. Лекции 3 0 УК-1 Л2.2
1.22. Физическая география материков и океанов: Евразия. Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.23. Физическая география материков и океанов: Евразия. Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.24. Физическая география материков и океанов: Северная Америка Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.25. Физическая география материков и океанов: Северная Америка Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.26. Физическая география материков и океанов: Южная Америка Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.27. Физическая география материков и океанов: Южная Америка Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.28. Физическая география материков и океанов: Африка Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.29. Физическая география материков и океанов: Африка Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.30. Физическая география материков и океанов: Австралия Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.31. Физическая география материков и океанов: Австралия Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.32. Физическая география материков и океанов: Антарктида Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.33. Физическая география материков и океанов: Антарктида Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.34. Физическая география материков и океанов: Тихий океан Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.35. Физическая география материков и океанов: Тихий океан Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.36. Физическая география материков и океанов: Атлантический океан Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.37. Физическая география материков и океанов: Атлантический океан Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.38. Физическая география материков и океанов: Северный-Ледовитый океан Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.39. Физическая география материков и океанов: Северный-Ледовитый океан Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.40. Физическая география материков и океанов: Индийский океан Практические 3 1 УК-1 Л2.4
1.41. Физическая география материков и океанов: Индийский океан Практические 3 1 УК-1 Л2.4
Раздел 2. Социально-экономическая география
2.1. Политическая карта мира. Лекции 3 0 УК-1 Л2.3, Л1.1
2.2. Классификация стран современного мира Практические 3 1 УК-1 Л2.3, Л1.1
2.3. Политическая карта мира. Типология стран современного мира Сам. работа 3 1 УК-1 Л2.3, Л1.1
2.4. Население мира Лекции 3 0 УК-1 Л2.3, Л1.1
2.5. Население мира: динамика и структура Практические 3 1 УК-1 Л2.3, Л1.1
2.6. Население мира: динамика и структура Сам. работа 3 1 УК-1 Л2.3, Л1.1
2.7. Урбанизация в современном мире Лекции 3 0 Л2.3, Л1.1
2.8. Урбанизация в современном мире Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
2.9. Урбанизация в современном мире Сам. работа 3 6 Л2.3, Л1.1
2.10. География мировых природных ресурсов. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
2.11. Природные ресурсы мира Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Природные ресурсы мира Практические 3 1 Л1.1, Л2.2
2.13. География отраслей мирового хозяйства. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.4
2.14. Мировое хозяйство Практические 3 1 Л1.1, Л2.4
2.15. Мировое хозяйство Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.4
2.16. Транспорт: компонент географического разделения труда и фактор интеграции. Сам. работа 3 1 Л2.3, Л1.1
2.17. Транспорт: компонент географического разделения труда и фактор интеграции. Практические 3 0 Л1.1, Л2.2
2.18. Современная транспортная система мира Сам. работа 3 1 Л2.3, Л1.1
2.19. 4 Сам. работа 3 1 Л2.3, Л1.1
2.20. Страна в системе экономических, политических и культурно-исторических (регионов) мира. Сравнительная характеристика важнейших стран и макрорегионов мира Сам. работа 3 1 Л2.3, Л1.1
2.21. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Практические 3 0 Л1.1, Л2.4
2.22. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.4
Раздел 3. География туризма
3.1. География туризма, связь с другими географическими дисциплинами. Лекции 3 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. География туризма, связь с другими географическими дисциплинами. Лекции 3 0 УК-1 Л1.1, Л2.4
3.3. Туристско-рекреационное районирование. Регионы, зоны, районы их иерархия и типология Практические 3 0 УК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Туристские, районы их иерархия и типология. Лекции 3 2 УК-1 Л1.1, Л2.4
3.5. Туристские зоны и районы Европы. Лекции 3 2 УК-1 Л1.1, Л2.2
3.6. Туристские зоны и районы Зарубежной Европы Лекции 3 2 УК-1 Л1.1, Л2.2
3.7. Туристско-рекреационные зоны и районы Азии. Практические 3 0 УК-1 Л1.1, Л2.1
3.8. Туристские зоны и районы Зарубежной Азии Лекции 3 2 УК-1 Л1.1, Л2.4
3.9. Туристско-рекреационные зоны и районы Африки. Практические 3 0 УК-1 Л1.1, Л2.4
3.10. Туристские зоны и районы Африки Практические 3 0 УК-1 Л1.1, Л2.4
3.11. Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании. Практические 3 0 УК-1 Л1.1, Л2.1
3.12. Туристские зоны и районы Австралии и Океании Сам. работа 3 1 УК-1 Л1.1, Л2.4
3.13. Туристско-рекреационные районы Северной Америки. Сам. работа 3 1 УК-1 Л1.1, Л2.1
3.14. Туристские зоны и районы Северной Америки Сам. работа 3 1 УК-1 Л1.1, Л2.4
3.15. Туристско-рекреационные районы Латинской Америки Сам. работа 3 1 УК-1 Л2.3, Л1.1
3.16. Туристские зоны и районы Латинской Америки Сам. работа 3 1 УК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексейчева Е. Ю. Экономическая география и регионалистика: Учебник Дашков и Ко, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/A48D323E-73F9-4BFB-911F-69E048F48156.
Л2.2 Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/5793972D-D44A-44AE-884B-DF9512FE2C5B.
Л2.3 Горохов С. А., Роготень Н.Н. Общая экономическая, социальная и политическая география.: Учеб. пособие для студентов вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Липец Ю.Г. География мирового хозяйства: . М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 7. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
Э8 8. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
Э9 9. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
Э10 10. Population Reference Bureau Информация о населении мира. http://prb.org/
Э11 11. Данные по численности населения городов, стран и территорий мира: http://world-gazetteer.com/
Э12 12. Программа ООН по населенным пунктам (Хабитат) Информационные обзоры и статистика по городскому населению мира. http://unchs.org/
Э13 13. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
Э14 14. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
Э15 15. Комитет по статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Информация о сельском п лесном хозяйстве, продовольственном обеспечении стран мира. http://faostat.fao.org/
Э16 16. Данные о запасах, добыче, экспорте энергоресурсов на сайте компании British petroleum. 1птр://Ьр.сот/ (раздел Reports and publications/Statistical Кешей of World Energy)
Э17 17. Статистический отдел Конференции ООН по торговле H развитию (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
Э18 18. библиотека туризма http://tourlib.net/lib.htm
Э19 19. Ростуризм http://www.russiatourism.ru/
Э20 Рекреационная география portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Power Point, Windows Media, MapInfo Professional, Adobe Reader, Microsoft Office Picture Manager
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.