МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристское краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины «Туристское краеведение» является ознакомление студентов с природой, историей , населением, экономикой, культурой и искусством, туристскими достопримечательностями Алтайского региона; приобщение студентов к научному и всестороннему познанию края.
Основной целью преподавания данной дисциплины является максимальное приближение теоретических знаний по краеведению к содержанию туристско-краеведческой работы.

Задачами изучения дисциплины «Туристское краеведение» являются: изучение природы Алтайского региона, истории Алтая от древнейших времен до современного периода, характеристика населения Алтайского края и Республики Алтай, общая характеристика экономики Алтайского региона, характеристика истории исследования Алтая, наиболее известными деятелями науки и искусства, знакомство с наиболее популярными туристскими маршрутами и достопримечательностями Алтайского края и Республики Алтай.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические этапы развития истории страны и региона;
основные понятии, методы, функции и зада-чи туристского краеведения;
основные природные и культурно-исторические памятники региона и возможность их использования в туризме;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и применять полу-ченные знания о регионе для по-нимания основных тенденций и перспектив развития туризма на данной территории;
составить ту-ристско-краеведческую характери-стику региона;
разработать туристский маршрут по достопримечательностям региона;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного поиска литературы по основным сфе-рам жизни региона и методами ра-боты с научной, учебной и перио-дической литературой;
знаниями о современном состоянии развития туризма в регионе;
практическими навыками по при-менению краеведческих знаний в туристской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретические основы краеведения. Объекты и источники краеведения
1.1. Теоретические основы краеведения. Объекты и источники краеведения Лекции 2 1 УК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. 2. Археология Алтая (каменный век).
2.1. История изучения каменного века Алтая. Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Каменный век Алтая. Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. История изучения палеолита Алтая. Сам. работа 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. История изучения мезолита Алтая. Сам. работа 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. История изучения неолита Алтая. Сам. работа 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Археология Алтая. Эпоха энеолита.
3.1. История изучения энеолита Алтая. Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. История изучения энеолита Алтая. Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. История изучения энеолита Алтая. Сам. работа 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Археология Алтая.Эпоха бронзы.
4.1. История изучения эпохи бронзы Алтая. Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. История изучения эпохи бронзы Алтая. Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. История изучения эпохи бронзы Алтая. Сам. работа 2 5 УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. 5.Археология Алтая. Переходное время от эпохи бронзы к раннему железному веку.
5.1. История изучения переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку. Лекции 2 1 УК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. История изучения переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку. Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. История изучения переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку. Сам. работа 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. 6. Археология Алтая. Ранний железный век.
6.1. История изучения раннего железного века Алтая. Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. История изучения раннего железного века Алтая. Сам. работа 2 6 УК-1 Л1.1, Л2.1
6.3. История изучения раннего железного века Алтая. Практические 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. 7. Археология Алтая. Эпоха средневековья.
7.1. История изучения эпохи средневековья Алтая. Лекции 2 1 УК-1 Л1.1, Л2.1
7.2. История изучения эпохи средневековья Алтая. Практические 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1
7.3. История изучения эпохи средневековья Алтая. Сам. работа 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. 8.История Алтая. Присоединение Алтая к российскому государству. Алтай в конце XVII - пер. пол. XVIII вв.
8.1. Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.3
8.2. Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение Практические 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.3
8.3. Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение Сам. работа 2 6 УК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 9. 9. История Алтая. Возникновение и развитие горно-металлургического производства на Алтае во втор. пол. XVIII - пер. пол. XIX вв.
9.1. 9. История Алтая. Возникновение и развитие горно-металлургического производства на Алтае во втор. пол. XVIII - пер. пол. XIX вв. Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.3
9.2. 9. История Алтая. Возникновение и развитие горно-металлургического производства на Алтае во втор. пол. XVIII - пер. пол. XIX вв. Практические 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.3
9.3. 9. История Алтая. Возникновение и развитие горно-металлургического производства на Алтае во втор. пол. XVIII - пер. пол. XIX вв. Сам. работа 2 6 УК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 10. 10. История Алтая. Алтайский горный округ во втор. пол. XIX - нач.XX в. (4 часа).
10.1. История Алтая. Алтайский горный округ во втор. пол. XIX - нач.XX в. (4 часа). Лекции 2 1 УК-1 Л1.1, Л2.3
10.2. История Алтая. Алтайский горный округ во втор. пол. XIX - нач.XX в. (4 часа). Практические 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.3
10.3. История Алтая. Алтайский горный округ во втор. пол. XIX - нач.XX в. (4 часа). Сам. работа 2 6 УК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 11. 11. История Алтая. Алтайский край в XX - нач. XXI века.
11.1. История Алтая. Алтайский край в XX - нач. XXI века. Лекции 2 1 УК-1 Л1.1, Л2.3
11.2. История Алтая. Алтайский край в XX - нач. XXI века. Практические 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.3
11.3. История Алтая. Алтайский край в XX - нач. XXI века. Сам. работа 2 6 УК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 12. 12. Литературное краеведение Алтайского края.
12.1. Литературное краеведение Алтайского края. Лекции 2 1 УК-1 Л1.1, Л2.3
12.2. Литературное краеведение Алтайского края. Практические 2 4 УК-1 Л1.1, Л2.3
12.3. Литературное краеведение Алтайского края. Сам. работа 2 6 УК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 13.
13.1. Экзамен 2 27 УК-1 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. Предмет, сущность и значение краеведения.
2. Объекты краеведения.
3. Источники краеведения.
4. Формы организации краеведческой работы.
5. Природа как объект краеведческой деятельности.
6. Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.
7. История и искусство края как объект краеведческой деятельности.
8. Краеведческая библиография. Печатные, статистические, картографические, ар-хивные, устные источники.
9. Экспедиции 18 – первой половины 19 веков
10. Второй этап в исследованиях Алтая конец 19 века – 1917 год.
11. Географическое положение и границы Русского Алтая.
12. История развития Алтайских гор.
13. История развития равнинной части Алтая.
14. Горные области Алтая.
15. Равнинная часть Алтая.
16. Климат равнинной части Алтая.
17. Климат Горного Алтая.
18. Реки Алтая. Типы водного режима рек.
19. Озера. Классификация озерных котловин по происхождению.
20. Современное оледенение Алтая.
21. Подземные воды.
22. Особенности флоры Алтая.
23. Растительность Алтайского края.
24. Высотная поясность на Алтае.
25. Охрана растительного мира Алтая.
26. Общая характеристика фауны.
27. Класс млекопитающие.
28. Общая характеристика класса птицы.
29. Необходимость охраны животного мира Алтая.
30. ООПТ Алтайского края и Республики Алтай: количество, состав, основные осо-бенности.
Вопросы к экзамену:
1. Предмет, сущность и значение краеведения.
2. Объекты краеведения.
3. Источники краеведения.
4. Формы организации краеведческой работы.
5. Природа как объект краеведческой деятельности.
6. Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.
7. История и искусство края как объект краеведческой деятельности.
8. Краеведческая библиография. Печатные, статистические, картографические, архив-ные, устные источники.
9. Экспедиции 18 – первой половины 19 веков
10. Второй этап в исследованиях Алтая конец 19 века – 1917 год.
11. Географическое положение и границы Русского Алтая.
12. История развития Алтайских гор.
13. История развития равнинной части Алтая.
14. Горные области Алтая.
15. Равнинная часть Алтая.
16. Климат равнинной части Алтая.
17. Климат Горного Алтая.
18. Реки Алтая. Типы водного режима рек.
19. Озера. Классификация озерных котловин по происхождению.
20. Современное оледенение Алтая.
21. Подземные воды.
22. Особенности флоры Алтая.
23. Растительность Алтайского края.
24. Высотная поясность на Алтае.
25. Охрана растительного мира Алтая.
26. Общая характеристика фауны.
27. Класс млекопитающие.
28. Общая характеристика класса птицы.
29. Необходимость охраны животного мира Алтая.
30. ООПТ Алтайского края и Республики Алтай: количество, состав, основные особенно-сти.
31. История заселения Алтайского края.
32. Динамика демографических показателей по итогам переписи.
33. Брачная структура населения. Разводы.
34. Половозрастная структура населения.
35. Национальный состав населения.
36. Присоединение Алтая к Русскому государству.
37. Строительство русских опорных пунктов: Бикатунский острог, Белоярская, Бийская крепости, Ануйская, Катунская, Усть-Каменогорская крепости.
38. Духовная культура населения Алтая в дорусский период: эпические произведения, культ гор, шаманизм, «желтая вера» - ламаизм, староверы.
39. Развитие горнозаводской промышленности на Алтае.
40. Экологические и экономические проблемы горнозаводского производства.
41. Жизнь людей на Алтае: мастеровые, вспомогательные рабочие, «урочники», «ино-родцы», приписные крестьяне, свободные сословия.
42. Этнические группы алтайцев. Южные и северные алтайцы.
43. Просвещение: школы горные и заводские, горное училище, подготовка медиков, от-крытие технической библиотеки.
44. Развития науки на Алтае
45. Освобождение мастеровых и приписных крестьян.
46. Сельское хозяйство Алтая во второй половине XIX - начале XX в.
47. Кризис кабинетской промышленности.
48. Тема XIV. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление совет-ской власти на Алтае.
49. Алтай накануне Октябрьской революции.
50. Гражданская война на Алтае 1918-1920 годы.
51. Алтай в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг.
52. Алтай накануне и в годы Великой Отечественной войны.
53. Перестройка жизни края в условиях военного времени.
54. Развитие промышленности и сельского хозяйства в послевоенное время. Освоение целины.
55. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в. Просвещение и наука, худо-жественная жизнь Алтая.
56. Природные и историко-культурные достопримечательности Алтайского края.
57. Природные и историко-культурные достопримечательности Республики Алтай.
58. Чуйский тракт как историко-культурный памятник.
59. Историко-культурные достопримечательности городов Алтая.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
План туристско-краеведческой характеристики
1. Природно-географическая характеристика:
а) географическое положение и границы объекты;
б) рельеф;
в) климат;
г) гидрологическая сеть;
д) растительный и животный мир;
е) наличие особо охраняемых объектов.
2. Административно-территориальное положение и характеристика хозяйственно-го развития
а) административный статус и площадь;
б) население и его демографические характеристики (численность, половозрастная структура, национальный состав);
в) основные отрасли экономики, хозяйственный профиль;
г) виды транспорта;
д) хозяйственное взаимодействие с другими регионами.
3. Историко-культурная характеристика
а) дата и условия возникновения объекта на территории края;
б) основные этапы формирования территории (в т.ч. административно-территориальные изменения);
в) важнейшие события и даты в жизни территории;
г) знаменитые личности;
д) объекты историко-культурного наследия (в т.ч. мирового, федерального, региональ-ного значения);
е) объекты социокультурной инфраструктуры (культовые сооружения, музеи, театры и т.д.);
ж) традиции (перечисление традиционных мероприятий с указанием места и времени, а также характеристика нескольких наиболее интересных);
з) народное творчество или традиционная культура (жилище, одежда, украшения, пища, утварь, народные музыкальные инструменты, говоры и диалекты, фольклор, типы хозяй-ствования, обряды и праздники).
4. Туристская характеристика
а) транспортная доступность, расположение на существующем туристском маршруте;
б) наличие объектов туристской инфраструктуры (объекты питания, размещения);
в) туристские достопримечательности;
г) событийный календарь (наиболее известные события);
д) наличие бренда территории и сувенирной продукции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никонова, Мария Александровна Краеведение.: учебное пособие для вузов Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А.А. Тишкина История Алтая. Т. 1. Древнейшая эпоха, древность и средневековье: АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.2 под ред. Е.В. Демчик История Алтая. Т. 3. Алтай в новейшую эпоху (ХХ – начало ХХI в.): http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/8456/read.7book?sequence=1&isAllowed=y // ЭБС. АлтГУ,
Л2.3 под ред. В.А. Скубневского История Алтая. Т. 2. Алтай в конце XVII – начале ХХ в.: АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Туристское краеведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал "Весь Алтай" - http://altlib.ru/
Электронные ресурсы Алтая - http://elib.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.