МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агроэкология с основами мелиорации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. с.-х. н., Доцент, Кононцева Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Агроэкология с основами мелиорации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с основами агроэкологии и мелиорации, экологическими факторами плодородия почв, методическими особенностями проведения агроэкологического мониторинга, организацией агроэкосистем и их оптимизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен к воплощению/реализации проектов от этапа организации строительства и инженерной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности проектирования объектов ландшафтной архитектуры с учетом агроэкологических условий;
мелиоративные мероприятия по сохранению насаждений, направленых на формирование благоприятной окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать объекты ландшафтной архитектуры с целью формирования комфортной городской среды,
правильно и эффективно выполнять мероприятия по сохранению насаждений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектирования объектов ландшафтной архитектуры с использованием основ агроэкологии и мелиорации;
навыками правильного и эффективного выполнения мероприятий по сохранению насаждений в интересах создания благоприятной окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в агроэкологию Лекции 8 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Особености круговорота веществ в агроэкосистемах Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Биогеоценотическое плодородие Сам. работа 8 12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Агроэкология
2.1. Типы, структура и функции агроэкосистем Лекции 8 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Почвенно-биологический комплекс как основа агроэкосистем Лекции 8 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Почвенная биота и биологические процессы в почве Лекции 8 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Фитосанитарные особенности агроэкосистем Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Агроэкологический мониторинг Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Организация агроэкомистем и их оптимизация Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Повышение продуктивности агроэкосисте Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Типы связей в почвенном биотическом сообществе Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Оценка биологической активности почв Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Биогеохимические подходы к проведению агроэкологического мониторинга Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Компоненты агроэкологического мониторинка Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.12. Устойчивость агроэкосистем при разных системах землепользования Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.13. Агроэкосистемы и проблемы сохранения биологического разнообразия Сам. работа 8 24 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Основы мелиорации
3.1. Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Экологические процедуры деградации почв Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Нормирование содержания химических элементов в почве и защита ее от загрязнения Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Экологические проблемы применения химических средст защиты растений в агроэкосистемах Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Развитие альтернативного земледелия Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Эрозия почв и ее агроэкологические последствия Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Оптимизация использования почв Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.8. Особенности использования пестицидов в сельском хозяйстве Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.9. Оценка загрязнения почв Практические 8 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.10. Производство экологической безопасности продукции Сам. работа 8 14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.11. Подготовка к зачету Сам. работа 8 16 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куликов, Я.К. Агроэкология: Учебное пособие , 2012 e.lanbook.com
Л1.2 А.А. Лештаев Агроэкология и урбоэкология : учебно-методическое пособие , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф. Р. Зайдельман Мелиорация почв: Учебник для вузов , 1996
Л2.2 Е. Д. Сабо, В. С. Теодоронский, А. А. Золотаревский Гидротехнические мелиорации : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E2D64E28-0607-4E8B-A5C2-08215B7C29BE
Л2.3 Т.С. Воеводина, А.М. Русанов, А.В. Васильченко Мелиорация почв степной зоны : Учебное пособие , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330603
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 не требуется
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрен

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Агроэкология с основами мелиорации"
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Агроэкология с основами мелиорации» необходимо вести конспектирование учебного материала.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Современные проблемы землеустрой-ства и кадастров» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2.Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.

8.3. Лабораторные занятия по данному курсу не предусмотрены

8.4. Курсовые работы по данному курсу не предусмотрены

8.5.Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Агроэкология с основами мелиорации»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Агроэкология с основами мелиорации», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.