МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропогенные ландшафты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 18 14 18
Практические 14 18 14 18
Сам. работа 44 36 44 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н., Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Антропогенные ландшафты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование систематизированных знаний практической и теоретической направленности в области изучения структуры и функционирования природно-антропогенных ландшафтов и роли человека в эволюции экосистем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- термины и понятия ландшафтоведения, ориентируется в фактах, концепциях, категориях, закономерностях;
- закономерности структуры, генезиса и динамики природных, природно-антропогенных и антропогенных ландшафтных комплексов;
- специфику оптимизации методов проектирования ландшафтных систем различного уровня и ранга;
- основные приемы антропогенного управления антропогенными ландшафтами.
3.2.Уметь:
3.2.1.- интерпретировать и анализировать различные ситуации в области экологии антропогенных ландшафтов и их функционирования;
- обосновывать предложения по экологической оптимизации ныне функционирующих природно-антропогенных ландшафтов
- разрабатывать ландшафтно-экологическое обоснование различных видов ландшафтного строительства (аграрного, городского, промышленного, транспортного, рекреационного и др.)
- использовать актуальную информацию, представленную в цифровой и графической форме для анализа функционирования антропогенных ландшафтов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методологией получения естественнонаучных данных в области ландшафтоведения;
- навыками конструирования культурных ландшафтов на основе биогеохимических законов и принципов;
- методами оценки порогов устойчивости природных и искусственных геосистем к антропогенным нагрузкам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы ландшафтной экологии
1.1. Представление об антропогенных ландшафтах Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. История понятия "антропогенный ландшафт" Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Экологические аспекты организации антропогенных ландшафтов Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Типы антропогенных ландшафтов Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Классификация антропогенных ландшафтов Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. История антропогенных ландшафтов Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.2
1.8. Становление новых типов антропогенных ландшафтов в связи с переломными моментами в развитии общества Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.2
1.9. Основы ландшафтной экологии Сам. работа 7 16 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Функционирование, динамика и устойчивость антропогенных геосистем
2.1. Антропогенные ландшафты основных природных зон Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Экология антропогенных ландшафтов основных природных зон в связи с особенностями сукцессионных процессов Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственной территории Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Агроэкологическая типизация земель на примере агроландшафтов Алтайского края Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Лесохозяйственные и техногенные ландшафты Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Техногенные ландшафты Алтайского края Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Селитебные ландшафты Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1
2.8. Город и ландшафтная среда Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1
2.9. Культура ландшафта Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1
2.10. Культурный ландшафт как устойчивая природно-антропогенная геосистема Практические 7 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1
2.11. Функционирование, динамика и устойчивость антропогенных геосистем Сам. работа 7 20 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Ландшафт как геосистема
Основные типы антропогенных ландшафтов
Основные направления антропогенизации ландшафтной оболочки.
Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду.
Описание ландшафта в соответствии с современными представлениями англоязычной ландшафтной экологии.
Роль Л.С. Берга, Э. Тролля и К. Зауэра в формировании ландшафтной экологии.
Характеристика городских (селитебных) ландшафтов.
Техногенные изменения в биосфере. Определение фоновых и аномальных концентраций химических элементов в почвах.
Картографические и дистанционные методы исследования ландшафтов
Современная антропогенная динамика ландшафтов России.
Система показателей оценки агроландшафтов
Классификация основных типов агроландшафтов по М.И. Лопыреву
Плужная распашка и ее последствия для ландшафта.
Проблема фрагментации ландшафта.
Делимитация ландшафтов.
Оценка потока выноса веществ из земледельческих и пастбищных ландшафтов саванн.
Становление многопольного севооборота в Европе.
Подсечно-огневое земледелие в таежной зоне.
Суть адаптивно-ландшафтной системы земледелия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Агроландшафтное районирование лесостепной зоны Алтайского края.
Почвозащитные и водоохранные мероприятия в агроландшафтах.
Антропогенное ландшафтоведение и классификация антропогенных ландшафтов.
Ландшафтно-техногенные системы.
Техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем.
Принцип природно-антропогенной совместимости и культурные ландшафты.
Ландшафты и степень их изменения человеком.
Понятие устойчивости ландшафта при антропогенном загрязнении.
Классификация сельскохозяйственных ландшафтов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фаил с ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Астафьева О.Е., Авраменко А.А., Питрюк А.В. Основы природопользования: Учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учебник Высшая Школа, 1991
Л2.2 Плотникова Л. В. Экологическое управление качеством городской среды на высокоурбанизированных территориях: Научное издание Издательство ACB, 2008
Л2.3 Ильичев В.Г. Устойчивость, адаптация и управление в экологических системах: учебное пособие М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Экологические проблемы: // http://ecologyproblems.ru/ -

Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1

Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз

данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.// http://biodat.ru

"Зелёная жизнь" - экологический портал.// http://www.zelife.ru

Проблемы устойчивого развития //http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


РИО+10: Полезные материалы и ссылки //http://rio10.cis.lead.org/ref.htm

Что такое устойчивое развитие? //http://alkir.narod.ru/sd-article.html

Documents relating to Sustainable Development // http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.