МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы физиологии кожи и волос
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы физиологии кожи и волос

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1018)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об организме человека как едином целом, о сложности структуры кожи и ее производных, о функциональном разнообразии волос, О необходимости знания физиологии кожи и волос как ключевой ценности будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34: готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы будущей профессиональной деятельности с физиологических позиций;
специфику взаимодействия с клиентом при помощи знаний физиологии кожи и волос;
требования к организации рабочего процесса с учетом физиологических особенностей кожи и волос клиента.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать необходимость знания физиологии кожи и волос для будущей профессиональной деятельности;
применять знания физиологии кожи и волос для формирования профессиональной компетенции рабочего;
владеть знаниями физиологии кожи и волос как ключевыми ценностями будущей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методиками оценки состояния кожи и волос клиента;
целостным представлением о состоянии здоровья клиента по состоянию кожи и волос;
методиками оказания парикмахерских услуг с учетом физиологических особенностей клиентов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анатомия и физиология кожи
1.1. Строение кожи. Сосуды и нервные окончания кожи. Придатки кожи. Сальные и потовые железы.Функции кожи Лекции 1 3 ПК-34
1.2. Строение кожи Практические 1 2 ПК-34 Л1.1
1.3. Физиология как наука. Значение физиологии кожи и волос в парикмахерском деле. Обзор органов и систем человеческого организма, их взаимосвязь с системой кожи.Возрастные и половые особенности кожи и ее производных.Преждевременное старение кожи.Уход за кожей и ногтями. Сам. работа 1 26 ПК-34 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Анатомия и физиология волос
2.1. Строение головы. Строение и функции волос. Химический состав волос. Стадии развития и роста волос. Лекции 1 3 ПК-34 Л1.2
2.2. Строение волос Практические 1 2 ПК-34 Л1.1
2.3. Характеристика волос.Типы волос. Факторы, влияющие на рост и состояние волос.Повреждения волос в результате воздействия природных и технологических факторов. Правила ухода за волосами. Повреждения волос. Диагностика состояния окрашенных волос и подвергнутых перманенту. Причины и механизмы поседения волос. Сам. работа 1 26 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Болезни кожи, волос, ногтей.
3.1. Обзор вирусных, паразитарных, грибковых заболеваний. Их профилактика.Профессиональные заболевания кожи и волос, их профилактика. Лекции 1 2 ПК-34
3.2. Классификация и морфология микроорганизмов Жизнедеятельность микроорганизмов Инфекции и иммунная система человека Методы борьбы с инфекцией. Пиодермии, их профилактика. Вирусные заболевания кожи:герпес, бородавки, Контагиозный моллюск Паразитарные заболевания кожи: чесотка, педикулез. Грибковые заболевания кожи: кератомикозы, дерматомикозы, кандидоз.Профилактика грибковых заболеваний Себорея. Угревая болезнь. Дерматиты. Токсидермии. Крапивница. Экзема. Псориаз. Алопеция Сифилис.Вирусный гепатит В.ВИЧ-инфекция, СПИД. Сам. работа 1 35 ПК-34

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федорова О.И. Цитология и гистология: учеб. пособие для вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/28
Л1.2 Дробинская А.О. АНАТОМИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A9D80AC6-B1E5-4A88-9DC0-8A2899FBEFF1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Любимова З. В., Никитина А. А. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2 ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/144E7128-B6A2-4066-A97C-FDABE3A5237E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) http://www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) http://elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) http://elibrary.ru
Э4 Научная электронная библиотека «Киберленинка» (http://cyberleninka.ru/) Научная электронная библиотека «Киберленинка» (http://cyberleninka.ru/)
Э5 Курс на Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2232
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Научная электронная библиотека «Киберленинка» (http://cyberleninka.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Основы физиологии кожи и волос» является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного представления о строении, функциях и свойствах кожи и волос.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на то, где и когда изучаемые теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Материал дисциплины представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нём 3 раздела, в которых приводятся сведения по анатомии, раскрываются физиологические функции кожи и волоса, рассматриваются заболевания кожи и волос.
Изучение программы позволит студенту сформировать представления о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности и в будущей профессиональной деятельности.
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины: «Основы физиологии кожи и волос».
Дисциплина «Основы физиологии кожи и волос» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Основы физиологии кожи и волос». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными.

Методические рекомендации по подготовке к пратическим занятиям.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.

Методические рекомендации по подготовке рефератов.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с. Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.