Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | Цель дисциплины - ознакомление студентов с туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира. Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи: ‒ формирование знаний о научных основах географии туризма; ‒ анализ факторов и условий развития туризма; ‒ выявление основных закономерностей территориальной организации рекреационного хозяйства; ‒ характеристика пространственного распространения основных видов туризма в России и зарубежных центрах; ‒ оценка современного состояния развития туризма в регионах России, Алтайском регионе и прогноз его дальнейшего рекреационного освоения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
ПК-4 | способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные положения общенаучных и географических учений, теорий, составляющих научный каркас географии туризма; ‒ факторы и условия развития основных видов туризма; ‒ особенности пространственной дифференциации видов туризма в России и зарубежных странах; ‒ природные, культурно-исторические и социально-экономические туристские ресурсы; ‒ основные мировые и российские туристские (рекреационные) районы; об особенностях развития туризма в различных регионах мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ‒ классифицировать туризм по различным критериям; ‒ анализировать современный уровень развития туризма в различных регионах мира, прогнозировать его развитие; ‒ сравнивать регионы друг с другом и различные типы процессов, происходящих внутри регионов, для выявления как общих закономерностей, происходящих в регионах, так и специфических черт, характерных для отдельных из них. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - комплексной туристской характеристики страны на основе анализа физико-географических, экономико-географических, этнических и культурно-исторических факторов и ресурсов данной территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Туризм как вид рекреационной деятельности. Понятие и цели туризма | Лекции | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Туризм как вид рекреационной деятельности | Практические | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Разновидности программного туризма. Курортно-оздоровительный туризм. Курортная местность. Познавательный туризм. Развлекательные туры. Экологический туризм. Деловой туризм. Конгрессное обслуживание. Инсентив-туризм. Спортивный туризм. Обучающие туры. Семейный туризм. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Рекреационное и туристское районообразование и районирование. | ||||||
2.1. | Рекреационное и туристское районообразование и районирование. | Лекции | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Районирование. Общегеографические принципы районирования (объективность, многоаспектность, иерархичность, конструктивность). Рекреационное районирование и районообразующие признаки (структура рекреационных функций, степень рекреационной освоенности, перспективность и пр.). Типы рекреационных учреждений: предприятия лечебно-оздоровительного и детского отдыха, спортивного туризма и их материальная база. Рекреационный каркас территории: туристские объекты, курорты, комплексы. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания. | ||||||
3.1. | Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания. Центро-Периферическая структура мирового туризма. | Лекции | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Типология туристских центров | Практические | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Туристский центр и центр туризма: соотношение понятий. Общие положения типологии туристских центров. Факторы формирования: генерирующие, реализующие и локализующие. Основные характеристики туристских центров: иерархическое место, специализация, стадия развития. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. География туристского спроса. | ||||||
4.1. | География туристского спроса. | Лекции | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Динамика въездного и выездного туризма в странах мира | Практические | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | География туризма с целью отдыха и развлечений. География делового туризма. География религиозного туризма. География лечебно-оздоровительного туризма. География спортивного туризма. География экологического туризма. География этнографического туризма. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Основные регионы туризма в мире | ||||||
5.1. | Основные регионы туризма в мире | Лекции | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Перспективы развития мирового туризма. Региональный туризм. | Практические | 6 | 6 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Шесть макрорегионов по типологии ВТО. Динамика изменений. Основные характеристики регионов туризма в мире | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Рекреационное районирование России. Характеристика рекреационных зон и районов, туристских центров. | ||||||
6.1. | Рекреационное районирование России. Характеристика рекреационных зон и районов, туристских центров. | Лекции | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Современное состояние и перспективы развития туризма в РФ | Практические | 6 | 6 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Разработка туристского маршрута по России | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Развитие туризма на Алтае. Проблемы и перспективы туризма в Алтайском регионе. | ||||||
7.1. | Развитие туризма на Алтае. | Лекции | 6 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Анализ состояния и перспектив развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай | Практические | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.3. | Развитие туризма на Алтае. Проблемы и перспективы туризма в Алтайском регионе. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.4. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 6 | 27 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС по дисциплине |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | География туризма: учеб. для вузов/ под ред. А. Ю. Александровой: | М. : КНОРУС, 2008 | ||
Л1.2 | Александрова, А.Ю. | Международный туризм: учебник для вузов | КноРус, 2010 г. | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.Ю. Воскресенский | Международный туризм: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Ю.М. Шаруненко | Рекреационный туризм: учебно-методическое пособие | Орел: МАБИВ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «География туризма» | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | http://altaiathand.com/ - Медиа-Гид по Алтаю | |||
Э3 | http://www.altai-republic.ru/ - официальный сайт Республики Алтай | |||
Э4 | http://www.russiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства культуры РФ | |||
Э5 | http://www.agritourism.ru/ - ассоциация развития агротуризма | |||
Э6 | http://www.altairegion22.ru/ - официальный сайт Администрации Алтайского края | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Официальный сайт Администрации Алтайского края: http://www.altairegion22.ru/ Ассоциация развития агротуризма: http://www.agritourism.ru/ Официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства культуры РФ: http://www.russiatourism.ru/ Официальный сайт Республики Алтай: http://www.altai-republic.ru/ Медиа-Гид по Алтаю: http://altaiathand.com/ Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География туризма» В ходе лекционных занятий по дисциплине «География туризма» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «География туризма» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «География туризма» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/ 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «География туризма» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/ 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География туризма». Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |