МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексное использование и охрана водных ресурсов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 18 14 18
Практические 14 18 14 18
Сам. работа 44 36 44 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Комплексное использование и охрана водных ресурсов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов современных представлений о направлениях и способах рационального и комплексного использования водных ресурсов, их защите от загрязнения и истощения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-15 владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;
- принципы планирования в использовании и охране водных ресурсов;
- теоретические основы комплексной оценки возможности использования водных ресурсов с целью достижения наибольшего экономического эффекта с учетом необходимости охраны окружающей среды;
- принципы управления количеством и качеством водных ресурсов, требования к оценке влияния водохозяйственного комплекса на окружающую среду.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в круге экологических и геоэкологических проблем;
- выявлять источники антропогенного воздействия на водные объекты;
- работать с научно-технической информацией и применять её, а также отечественный и зарубежный опыт в области экологии и охраны водных ресурсов для оценки качества, организации и ведения мониторинга природных вод; обоснования водоохранных мероприятий;
- обосновывать организационно-технические мероприятия в природно- техногенных комплексах с учетом экологических и биогеографических аспектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью формулировать цели и задачи в экологических исследованиях;
- владеет навыками решения задач по оценке и повышению качества воды;
- навыками получения необходимой исходной информации из разных источников, способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в области комплексного использования и охраны водных ресурсов;
- навыками формирования экологически оптимальной структуры водохозяйственного комплекса, оценки соответствия деятельности нормативным требованиям и выводов о возможности комплексного использования и охраны водных ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Водные ресурсы и водоохранные мероприятия
1.1. Водные ресурсы и государственный водный фонд России Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Мировые водные ресурсы Практические 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Водные ресурсы Российской Федерации Практические 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Формирование и оценка качества природных вод Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Оценка качества состояния водных ресурсов Практические 4 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Экологические, санитарные и социальные аспекты решения водохозяйственных проблем Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Гигиенические требования к охране подземных вод. Особо охраняемые водные объекты Практические 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Водные ресурсы и водоохранные мероприятия Сам. работа 4 12 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Водохозяйственный комплекс
2.1. Водохозяйственный комплекс (ВКХ) и его системы Лекции 4 4 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Промышленность как основной участник ВХК Практические 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Управление водохозяйственным комплексом Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Основные направления федеральной политики в области водного хозяйства Практические 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Водохозяйственный баланс Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Методы составления водохозяйственного баланса водохозяйственного комплекса Практические 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Водохозяйственный комплекс Сам. работа 4 14 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Охрана водных ресурсов
3.1. Водоохранные мероприятия и методы рационального использования водных ресурсов Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Мероприятия по предотвращению загрязнения и истощения вод, охране и восстановлению малых рек Практические 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Основные водохозяйственные проблемы Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Алтайского края Практические 4 2 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Охрана водных ресурсов Сам. работа 4 10 ОПК-4, ПК-15 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018. biblio-online.ru
Л1.2 Волков, А. М. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Водные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие (CD-ROM) Москва: Дрофа,, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Комплексное использование и охрана водных ресурсов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
http://biodat.ru – BioDat.
Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.
http://www.zelife.ru - "Зелёная жизнь" - экологический портал.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.