Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | формирование у студентов современных представлений о направлениях и способах рационального и комплексного использования водных ресурсов, их защите от загрязнения и истощения |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01 |
ОПК-4 | владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды |
ПК-15 | владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды; - принципы планирования в использовании и охране водных ресурсов; - теоретические основы комплексной оценки возможности использования водных ресурсов с целью достижения наибольшего экономического эффекта с учетом необходимости охраны окружающей среды; - принципы управления количеством и качеством водных ресурсов, требования к оценке влияния водохозяйственного комплекса на окружающую среду. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - ориентироваться в круге экологических и геоэкологических проблем; - выявлять источники антропогенного воздействия на водные объекты; - работать с научно-технической информацией и применять её, а также отечественный и зарубежный опыт в области экологии и охраны водных ресурсов для оценки качества, организации и ведения мониторинга природных вод; обоснования водоохранных мероприятий; - обосновывать организационно-технические мероприятия в природно- техногенных комплексах с учетом экологических и биогеографических аспектов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью формулировать цели и задачи в экологических исследованиях; - владеет навыками решения задач по оценке и повышению качества воды; - навыками получения необходимой исходной информации из разных источников, способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в области комплексного использования и охраны водных ресурсов; - навыками формирования экологически оптимальной структуры водохозяйственного комплекса, оценки соответствия деятельности нормативным требованиям и выводов о возможности комплексного использования и охраны водных ресурсов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Водные ресурсы и водоохранные мероприятия | ||||||
1.1. | Водные ресурсы и государственный водный фонд России | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Мировые водные ресурсы | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Водные ресурсы Российской Федерации | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Формирование и оценка качества природных вод | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Оценка качества состояния водных ресурсов | Практические | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Экологические, санитарные и социальные аспекты решения водохозяйственных проблем | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Гигиенические требования к охране подземных вод. Особо охраняемые водные объекты | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Водные ресурсы и водоохранные мероприятия | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Водохозяйственный комплекс | ||||||
2.1. | Водохозяйственный комплекс (ВКХ) и его системы | Лекции | 4 | 4 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Промышленность как основной участник ВХК | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Управление водохозяйственным комплексом | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Основные направления федеральной политики в области водного хозяйства | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Водохозяйственный баланс | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Методы составления водохозяйственного баланса водохозяйственного комплекса | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Водохозяйственный комплекс | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Охрана водных ресурсов | ||||||
3.1. | Водоохранные мероприятия и методы рационального использования водных ресурсов | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Мероприятия по предотвращению загрязнения и истощения вод, охране и восстановлению малых рек | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Основные водохозяйственные проблемы | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Алтайского края | Практические | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Охрана водных ресурсов | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-4, ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк | Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата | Юрайт, 2018. | biblio-online.ru |
Л1.2 | Волков, А. М. | Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк | Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Водные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие (CD-ROM) | Москва: Дрофа,, 2006 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Комплексное использование и охрана водных ресурсов" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/ Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1 http://biodat.ru – BioDat. Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии. http://www.zelife.ru - "Зелёная жизнь" - экологический портал. |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE. Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |