МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоморфология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Останин О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоморфология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является познание закономерностей формирования рельефа и использования выявленных закономерностей для понимания развития рельефа, в том числе под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Задачи данного курса - дать представление о строении, происхождении, развитии и динамике рельефа земной поверхности.
Рельеф в курсе «Геоморфология» изучается как один из компонентов географической среды. Рельеф и слагающие его породы образуют литогенную основу географического ландшафта.
Необходимо показать, что рельефу принадлежит ведущая роль в сложной дифференциации земной поверхности на множество природных территориальных комплексов (ПТК) разного таксономического ранга, поскольку он определяет пространственное взаиморасположение других природных компонентов, характер связей их друг с другом, интенсивность современных экзогенных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. О факторах рельефообразования и их пространственном проявлении.
2. Об основных классификациях рельефа Земли.
3. О морфоструктуре суши.
4. О пространственных проявлениях морфоскульптуры суши их генезисе.
5. Об особенностях рельефа дна Мирового океана.
6. О проявлении антропогенной нагрузки на рельеф Земли и его динамике.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Оценить место дисциплины в системе наук, межпредметные и междисциплинарные связи. Объект и предмет курса.
2. Установить эндогенные и экзогенные факторы рельефообразования и их пространственное проявление.
3. Читать и анализировать картографические изображения.
4. Устанавливать причинно-следственные связи основных процессов и явлений.
5. Вести графическое построение (профилей, картосхем, графиков и пр.)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Владения понятийной и терминологической базой курса.
2. Работы с картографическими изображениями и их сопоставлением.
3. Работы со схемами, графиками, таблицами, материалом учебника и дополнительной литературой.
4. Владения методикой составления причинно-следственных связей рельефообразования.
5. Владения методикой описания строения, происхождения, развития и динамики рельефа земной поверхности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Геоморфология как наука. Цели, задачи и история становления. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Общие сведения о рельефе. Классификации форм рельефа. Генезис рельефа. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Возраст рельефа Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Эндогенные процессы и рельеф.
2.1. Геологические структуры и рельеф. Литоморфоструктуры. Прямой и инверсионный рельеф. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Построение геолого-геоморфологического профиля №1 по учебной топокарте Практические 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Построение геолого-геоморфологического профиля №1 по учебной топокарте с отображением форм и элементов рельефа Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Тектонические движения и их отражение в рельефе. Магматизм и рельеф. Вулканизм. Псевдовулканический рельеф. Метаморфизм. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Планетарные формы рельефа и их связь со структурами земной коры. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Эндогенные процессы: геологические структуры, тектонические движения, магматизм, вулканизм. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Экзогенные процессы и рельеф.
3.1. Выветривание и рельефообразование. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Склоновые процессы, рельеф склонов. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Построение геолого-геоморфологической профиля №2 и описание его. Практические 2 8 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.4. Построение геолого-геоморфологической профиля №2 и описание его (литология и генезис отложений, морфографическая и морфометрическая характеристика форм и элементов рельефа). Сам. работа 2 5 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.5. Флювиальные процессы и формы. Работа рек. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.6. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.7. Экзогенные процессы: выветривание, склоновые процессы, флювиальные процессы. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.8. Гляциальные процессы и формы рельефа. Рельефообразующая роль горных оледенений. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.9. Рельефообразование в областях распространения многолетней мерзлоты. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.10. Рельефообразование в аридных странах. Эоловые процессы и формы рельефа. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.11. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.12. Экзогенные процессы: гляциальные и мерзлотные процессы и формы рельефа, эоловые процессы. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.13. Биогенные процессы рельефообразования и формы рельефа. Рельеф берегов. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.14. Составление геоморфологической карты структурных этажей территории Практические 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.15. Составление геоморфологической карты, комплексное геоморфологическое описание территории (по предложенному плану). Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.16. Экзогенные процессы на дне морей и океанов и создаваемые ими формы рельефа. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.17. Антропогенный фактор в рельефообразовании. Процессы саморазвития рельефа. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.18. экзогенные процессы: рельеф берегов, дна морей и океанов. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.19. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы. Сам. работа 2 7 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Геоморфологические исследования и геоморфологическое картографирование.
4.1. Структура и методы геоморфологических исследований и геоморфологического картографирования. Методология геоморфологии. Задачи и перспективы геоморфологических исследований. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.2. Подготовка к зачету Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. ФОС по дисциплине "Геоморфология"
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине "Геоморфология"
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС по дисциплине "Геоморфология"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. К. Леонтьев, Г. И. Рычагов Общая геоморфология : учеб. для вузов М. : Высш. шк., 1988
Л1.2 Г. С. Ананьев, О. К. Леонтьев Геоморфология материков и океанов: учеб. пособие М. : Изд-во МГУ, 1987
Л1.3 Рычагов, Г. И. Геоморфология : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/62BECD17-A47F-4A39-97E3-DCF9535F3D45
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. И. Болысов, В. И. Кружалин Геоморфология с основами геологии. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/5FBF0D2B-8B00-4DBC-B0B1-052D6905DC24
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6/69752/
Э2 http://www.google.com/earth/index.html
Э3 Курс в Moodle "Геоморфология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=539
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.