МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лесоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.;

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Лесоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний о закономерностях развития лесных экосистем, экологии леса в целом и составляющих его компонентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ПК-15 владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- классификацию типов леса и типов условий местопроизрастания, проблемы сохранения биоразнообразия и принципы организации экологически грамотного природопользования;
- экологические условия произрастания и формирования различных лесных экосистем;
- сравнительные преимущества и недостатки различных методов и способов лесовосстановления и типов древостоев, лесную типологию.
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять основные общебиологические закономерности, выявлять воздействие отрицательных факторов на лес;
- оценивать состояние леса и степень выполнения им почвозащитных, водоохранных и рекреационных функций;
- давать анализ состояния естественного лесовозобновления, диагностировать тип леса, давать комплексную оценку состояния лесов, разрабатывать комплексы мероприятий по формированию лесов будущего.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком применять полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу
- методами прогнозирования направлений лесообразовательных процессов, протекающих в лесных фитоценозах;
- геоинформационными методами, применяемыми при инвентаризации лесов, имеет представление о влиянии хозяйственной деятельности на леса, о роли лесоведения в проведении лесовосстановительных мероприятий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лес как природное явление
1.1. Основы лесной фитоценологии Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Основные лесообразующие древесные породы лесной зоны Практические 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз Сам. работа 4 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Климат и лес Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Экология леса (отношение древесных пород к свету, теплу). Практические 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Экология леса (отношение древесных пород к влаге). Практические 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз Сам. работа 4 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Эдафические факторы и лес Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Роль почвы в лесной экосистеме Практические 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 4 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Биогеоценотические и экосистемные аспекты возобновления леса Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Средообразующая и рекреационная роль леса Практические 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Типология леса
2.1. Лесная типология Практические 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Типология леса Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 4 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата, подготовка к экзамену Сам. работа 4 7 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.5. География леса Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Физико-географические закономерности лесных ландшафтов России Практические 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата, подготовка к экзамену Сам. работа 4 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Экзамен 4 27 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Раскройте понятие «лес».
2. В чем состоит средообразующее значение леса?
3. В чем заключается социальная роль лесов?
4. Охарактеризуйте лесные ресурсы России и Алтайского края.
5. В чем состоит влияние климата на распространение и характер лесной растительности?
6. 7.В чем заключается влияние лесных массивов на климатические условия местности?
7. Охарактеризуйте значение света в жизнедеятельности лесных растений.
8. В чем заключается метод определения светолюбия древесных пород М.К. Турского?
9. В чем может проявляться отрицательное влияние на лес низких температур?
10. Какие явления могут возникать при воздействии на лес высоких температур?
11. В чем заключается влияние леса на температурный режим среды?
12. Опишите положительное и отрицательное влияние на лес твердых жидких осадков.
13. Какие отрицательные явления может оказывать на лес пониженная влажность воздуха?
14. Какие составляющие образуют водный баланс в лесу?
15. Опишите влияние леса на уровень грунтовых вод.
16. Дайте определение потребности и требовательности древесных пород к плодородию почвы.
17. Опишите влияние на лес рельефа и материнской горной породы.
18. В чем состоит положительная роль ветра в жизни леса?
19. Какие отрицательные явления в лесу может вызвать ветер?
20. Как влияет состав и строение лесных насаждений на состав фауны?
21. Какую роль играют представители лесной фауны в жизни лесных насаждений?
22. В чем состоит антропогенное влияние на лесные массивы?
23. Перечислите этапы семенного возобновления леса.
24. Как влияют на сроки созревания семян погодные и почвенные условия?
25. Почему всходы большинства древесных пород лучше растут и развиваются под пологом леса нежели на открытых местах?
26. Назовите пути вегетативного возобновления леса.
27. Дайте сравнительную оценку семенного и вегетативного возобновления леса.
28. Перечислите основные этапы формирования леса.
29. Охарактеризуйте классы деревьев классификации Крафта.
30. В каких условиях формируются одноярусные и многоярусные насаждения?
31. В каких условиях формируются одновозрастные и разновозрастные насаждения?
32. В чем заключаются возрастные смены пород?
33. Какие древесные породы называются породами – пионерами и породами – основными лесообразователями? Приведите примеры.
34. Кратко опишите возможные смены пород в ельниках.
35. Кратко опишите возможные смены пород в лиственничниках.
36. Кратко опишите возможные смены пород в сосняках.
37. Дайте определение понятию «типа леса».
38. В чем заключается учение Г.Ф. Морозова о типах насаждений?
39. 47.Расскажите об украинском направлении в лесной типологии.
40. В чем отличие учения В.Н.Сукачева о типах леса от украинского направления?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Лес и климат. Факторы формирования климата.
2. Климат и горизонтальная зональность лесов.
3. Климат и вертикальная поясность лесов.
4. Отношение древесных пород Западной Сибири к теплу.
5. Лес и свет. Значение света в жизни леса.
6. Отношение к свету древесных пород Западной Сибири.
7. Требовательность и потребность древесных пород во влаге.
8. Отношение к влаге западно- сибирских древесных пород.
9. Водоохранное и водорегулирующее значение лесов.
10. Классификации лесов по выполняемым ими водоохранным и защитным функциям.
11. Азот и зольные элементы почвы.
12. Потребность и требовательность древесных пород в азоте и зольных элементах.
13. Роль леса в почвообразовании.
14. Отношение древесных пород к вредным газам.
15. Лес и фитонциды.
16. Лес и фауна.
17. Фауна и семенной фонд в лесу.
18. Вегетативное возобновление леса.
19. Сравнительная оценка семенного и вегетативного возобновления.
20. Методы учета естественного возобновления леса.
21. Формирование леса. Чистые и смешанные древостои, их преимущества и недостатки.
22. Лесообразовательный процесс и факторы лесообразования.
23. Наиболее распространенные типы леса Вашего лесничества.
24. История происхождения лесной растительности Западной Сибири.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Анатомическое строение и жизнедеятельность древесных и кустарниковых растений
2. Жизненные формы растений
3. Анатомические особенности лиственного древостоя
4. Анатомические особенности хвойного древостоя
5. Морфология леса
6. Компоненты леса
7. Древостой, его главные признаки и экономическое значение, структура древостоя
8. Свойства лесного биогеоценоза. Факторы лесообразования
9. Свет в жизни леса, влияние леса на световой режим
10. Атмосферный воздух и лес. Степень его влияния на газовый состав атмосферы и промышленные газы
11. Лес и ветер, влияние леса на ветровой режим
12. Лес и влага, водный режим в лесу
13. Роль почвы в лесной экосистеме
14. Приспосабливаемость древостоев к почве
15. Биологический круговорот веществ между древостоем и почвой
16. Биотические компоненты леса
17. Средообразующая роль леса
18. Защитная и водоохранная функции леса
19. Истоки лесной типологии
20. Учение о лесной фитоценологии и биогеоценологии
21. Учение Г.Ф.Морозова о типах насаждений
22. Учение В.Н. Сукачева о типах леса
23. Классификация П.С. Погребняка
24. Естественное возобновление леса
25. Вегетативное лесовозобновление
26. Смена состава древостоев
27. Характеристика лесных ресурсов мира
28. Географическая зональность лесной растительности России
29. Особенности лесной растительности Алтайского края
30. Лесной кодекс РФ.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абаимов, В.Ф. Дендрология: учеб. пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кищенко, И. Т. Лесоведение и лесная экология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопьев Е.П. Экология растительных сообществ: учебник Томск.: Изд-во ТГУ, 2003
Л2.2 Таранков В. И. Мониторинг лесных экосистем: учебное пособие Воронежская государственная лесотехническая академия, 2006 biblioclub.ru
Л2.3 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ.: , 2006 www.consultant.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Максимова Н.Б. Лесоведение: учеб.-метод. комплекс: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
Э2 http://plantlife.ru Жизнь растений
Э3 http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
Э4 http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Э5 http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
Э6 http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
Э7 Курс в Moodle "Лесоведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
http://plantlife.ru Жизнь растений
http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.