МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионвльного образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень)"магистр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "29" марта 2010 г. № 243

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов всеобъемлющего представления о законодательной базе и основных принципах международного сотрудничества, направленного на сохранение среды обитания человека, улучшение качества жизни, предотвращение возможных социально-экологических катастроф.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-2 способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности
ОПК-6 владением методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- формы международного экологического движения на современном этапе, управляющие органы и структуры сотрудничества в области охраны окружающей среды, основные межгосударственные доктрины и документы;
- Пространственные и временные особенности развития взаимоотношений между природой, обществом и хозяйством на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- Компьютерные технологии решения экологических задач и проблем природопользования на международном уровне;
- методику проведения комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем, разрабатывать рекомендации по их разрешению.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать вопросы, связанные с использованием и последствиями трансформации экологических систем на глобальном, региональном и местном уровнях;
- Применять компьютерные технологии для принятия решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;
- проводить оценку конкретных экологических кризисных ситуаций, связанных с современным промышленным ростом и особенностями политико-экономических международных взаимоотношений, с целью предотвращения таких ситуаций в будущем;
- оценивать репрезентативность материала, объем выборок при проведении количественных исследований в области разработки и реализации долгосрочных программ перехода к устойчивому развитию на глобальном и региональном уровне.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками получения необходимой исходной информации из разных источников, способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в области международного сотрудничества;
- методами экологического мониторинга и экспертизы для разработки практических рекомендаций по охране природы и обеспечению устойчивого развития на глобальном уровне;
- навыками использования современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов, основами проектирования типовых природоохранных мероприятий на общероссийском, региональном и глобальном уровнях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Общие понятия международного экологического права. Предмет, объекты, принципы и источники международно-правового регулирования окружающей среды
1.1. Введение. Общие понятия международного экологического права. Предмет, объекты, принципы и источники международно-правового регулирования окружающей среды Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Введение. Общие понятия международного экологического права. Предмет, объекты, принципы и источники международно-правового регулирования окружающей среды Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Роль международного договора и его особенности в регулировании межгосударственных отношений в области охраны окружающей среды
2.1. Роль международного договора и его особенности в регулировании межгосударственных отношений в области охраны окружающей среды Практические 2 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Роль международного договора и его особенности в регулировании межгосударственных отношений в области охраны окружающей среды Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Международно-правовое регулирование охраны морской среды.
3.1. Международно-правовое регулирование охраны морской среды. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Международно-правовое регулирование охраны морской среды. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Международно-правовое регулирование охраны атмосферного воздуха, околоземного космического пространства и климата.
4.1. Международно-правовое регулирование охраны атмосферного воздуха, околоземного космического пространства и климата. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Международно-правовое регулирование охраны атмосферного воздуха, околоземного космического пространства и климата. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Международно-правовая защита биоразнообразия в целом, животного и растительного мира.
5.1. Международно-правовая защита биоразнообразия в целом, животного и растительного мира. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Международно-правовая защита биоразнообразия в целом, животного и растительного мира. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Вклад Конференций ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972 г.) и по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) в становление международного экологического права.
6.1. Вклад Конференций ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972 г.) и по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) в становление международного экологического права. Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Вклад Конференций ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972 г.) и по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) в становление международного экологического права. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.3. Вклад Конференций ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972 г.) и по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) в становление международного экологического права. Сам. работа 2 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Космос и мировое сообщество Ответственность государств за загрязнение окружающей среды.
7.1. Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Космос и мировое сообщество Ответственность государств за загрязнение окружающей среды. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.2. Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Космос и мировое сообщество Ответственность государств за загрязнение окружающей среды. Сам. работа 2 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
8.1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Практические 2 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
8.2. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Сам. работа 2 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зеленская Т.Г., Мандра Ю.А., Степаненко Е.Е. и др. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды : учебное пособие: учебное пособие Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Меньшенина, Н. Н. Международное право : учебное пособие для вузов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Отв. ред. Р.М. Валеев Международное экологическое право: учебник: учебник М. : Статут, 2012 docme.ru
Л2.2 под ред. Н.В. Румянцева Экологическое право России : учебное пособие: учебное пособие Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Чеснокова Т.А., Тукумова Н.В. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: учебное пособие Иван. гос. хим.- технол. ун-т, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Программа ООН по окружающей среде http://www.un.org/ru/ga/unep/;
Э2 Международный союз охраны природы http://www.iucn.org/;
Э3 Экономическая комиссия ООН для Европы (ЭКЕ) http://www.unece.org/;
Э4 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) http://www.osce.org/;
Э5 Европейское агентство по окружающей среде, Европейский союз (ЕС) http://www.eea.europa.eu/;
Э6 Хельсинкская комиссия по охране Балтийского моря (Хелком) http://eco.ria.ru;
Э7 Министерство природных ресурсов и экологии России http://www.mnr.gov.ru/ и др.
Э8 Курс в Moodle «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
http://biodat.ru – BioDat.
Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.
http://www.zelife.ru - "Зелёная жизнь" - экологический портал.
Материалы о защите окружающей среды, экологии планеты и человека. Справочные материалы, статистическая информация и рейтинги. Экологические карты.
http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТ России».
Интернет-ресурс «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ», целью которого является распространение научной, технической и популярной информации о российских особо охраняемых природных территориях (ООПТ) через Интернет.
Проблемы устойчивого развития //
http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html
РИО+10: Полезные материалы и ссылки //
http://rio10.cis.lead.org/ref.htm
Что такое устойчивое развитие? //
http://alkir.narod.ru/sd-article.html
Documents relating to Sustainable Development //
http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.