МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент и маркетинг в природопользовании
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 28 32 28 32
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент и маркетинг в природопользовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Менеджмент и маркетинг в природопользовании" являются получение исчерпывающих теоретических знаний, практических навыков менеджмента и маркетинга в сфере природопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-7: способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ПК-2: способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- алгоритм аналитико-синтетической работы, классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации;
- основные понятия, представления о право-вых и этических нормах при оценке послед-ствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов;
- основы экологического менеджмента и маркетинга;
- систему экологического менеджмента;
- механизмы маркетинга в природопользовании;
- особенности проектирования природоохранных мероприятий;
- способы аналитико-синтетической работы, способы классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации;
- понятия, представления о правовых и этических нормах при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов;
- основы теории менеджмента, особенности применения теории менеджмента в практике природопользования;
- основы теории маргетинга, особенности применения теории маркетинга в практике природопользования;
- этапы планирования экологической и при-родно-ресурсной деятельности предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать содержание научных публи-каций (статей, монографий);
- проводить аннотирование и реферирование научных публикаций и источников информации;
- применять дедуктивный и индуктивный способы при мыслительной деятельности в ходе выполнения практических заданий;
- использовать приобретенные знания о правовых и этических нормах в ходе практической деятельности;
- разрабатывать экологическую политику предприятия;
- выделять производственные процессы, связанные с экологическим управлением, планировать мероприятия по экологическому аудиту;
- осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими, научно-производственными и экспертно-аналитическими работами в области природопользования;
- использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры (работать с теоретическим материалами; применять современные компью-терные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе, передаче географической информации; оценивать сложившуюся ситуацию и определения перечня инженерно-технических мероприятий, необходимых для разрешения сложившейся ситуации; разрабатывать проекты по проведению инженерно-технических мероприятий).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- знанием алгоритма аналитико-синтетической работы, классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации;
- алгоритмом использования приобретенных знаний о правовых и этических нормах в ходе практической деятельности;
- навыками разработки систем экологического менеджмента на предприятии;
- навыками проведения экологического аудита;
- навыками контроля и мотивации персонала при проведении природоохранных мероприятий;
- способами аналитико-синтетической рабо-ты, классифицирования, сравнения, обобще-ния, систематизации;
- навыками использования углубленных знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом;
- способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания в сфере менеджмента и маркетинга;
- способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания в сфере управления природопользованием.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения
1.1. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
1.2. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения Практические 2 2 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
1.3. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Система экологического менеджмента
2.1. Система экологического менеджмента Практические 2 4 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
2.2. Система экологического менеджмента Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Организация экологической деятельности предприятия
3.1. Организация экологической деятельности предприятия Практические 2 2 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
3.2. Организация экологической деятельности предприятия Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Экологический аудит и аудит природопользования
4.1. Экологический аудит и аудит природопользования Практические 2 4 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
4.2. Экологический аудит и аудит природопользования Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Основы экологического маркетинга
5.1. Основы экологического маркетинга Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
5.2. Основы экологического маркетинга Практические 2 2 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
5.3. Основы экологического маркетинга Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 6. Маркетинг в природопользовании
6.1. Маркетинг в природопользовании Практические 2 8 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
6.2. Маркетинг в природопользовании Сам. работа 2 16 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 7. Экологическая маркировка и сертификация
7.1. Экологическая маркировка и сертификация Практические 2 4 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
7.2. Экологическая маркировка и сертификация Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 8. Экологическое страхование
8.1. Экологическое страхование Практические 2 2 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3
8.2. Экологическое страхование Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 9. Рынок экологических товаров и услуг в регионе
9.1. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Практические 2 4 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
9.2. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышева А.М., Якубова Т.Н. ПРОМЫШЛЕННЫЙ (B2B) МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DA7B0BCB-0E6D-46A3-83D8-AA7E927B3F24
Л1.2 Годин А.М. Экологический менеджмент: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 https://e.lanbook.com/book/93496
Л1.3 И.С. Масленникова, Л.М. Кузнецов Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F3B0D3DB-9F04-4459-8C9C-5FA996787455
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Липсиц И. В. Маркетинг-менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/961C3C1E-79C5-4949-95BC-5577C0F17C94
Л2.2 Синяева И.М., Жильцова О.Н. Маркетинг: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/marketing-412623
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологический маркетинг http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/eco_marketing.htm
Э2 Применение стандартов ISO для достижения целей "зеленой" экономики https://moluch.ru/archive/180/46524/
Э3 Курс в Moodle "Менеджмент и маркетинг в природопользовании" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2883
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.