МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2017-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины: формирование экологической культуры у студентов за счет расширения экологического мировоззрения о самой науке экологии и возможностях ее преподавания в школе.
Задачи: 1) ознакомить студентов с целями, принципами и содержанием экологического образования; 2) рассмотреть методы, средства и формы обучения, применяемые в преподавании школьного предмета (или учебного предмета) «Экология»; 3) сформировать у студентов базу теоретических знаний, практических умений, навыков и (или) опыта деятельности для работы в качестве учителя экологии.
Студент должен иметь представление об истории экологического образования в России, образовательных стандартах первого и второго поколений (государственного образовательного стандарта (ГОС) и федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)), о содержании школьного предмета (или учебного предмета) «Экология», методах, средствах и формах обучения, системе экологического воспитания школьников.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы становления экологического образования в России; содержание профессионального стандарта «Педагог»; цели, принципы и содержание школьного экологического образования; методы, приемы и средства обучения экологии; урочные и внеурочные формы обучения экологии (принципы и алгоритм выбора); методические приемы формирования и развития знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения экологии; требования к результатам освоения учебного предмета «Экология» (на базовом уровне по ФГОС); перечень компетентностей (познавательных, личностных, самообразовательных, социальных, отношения к своему здоровью), формируемых у учащихся в рамках предметной области «Физическая культура, экология, основы безопасности жизнедеятельности» и учебного предмета «Экология».
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с календарным, тематическим и поурочным видами планирования учебно-воспитательного процесса по экологии; выбирать необходимую форму урока и его тип, планировать урок и определять его основные этапы (в соотв. с дидактическими задачами); разработать сценарий эпизодического внеурочного мероприятия по экологии для учащихся; анализировать содержание компонентов учебно-методического комплекта (УМК) по учебному предмету «Экология»; отличать общеучебные умения от специальных (по ГОС); называть (выявлять) условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) (по ФГОС); отличать формы и способы проверки знаний и умений учащихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления плана (конспекта) и технологической карты урока по теме школьного предмета (или учебного предмета) «Экология»; составления плана (сценария) эпизодического внеурочного мероприятия по экологии для учащихся, работы с учебно-методическими комплектами (УМК) по предметной линии «Экология».

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Введение в курс. Цели, принципы и содержание экологического образования. Лекции 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
1.2. Основные этапы становления экологического образования в России. Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7 Л1.1
1.3. История экологического образования в России. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7 Л1.1
1.4. Концепции экологического образования в России (анализ их содержания). Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7 Л1.1
1.5. Анализ содержания профессионального стандарта "Педагог": анализ требований к трудовой деятельности педагога, необходимым умениям и знаниям. Ознакомление студентов с профессиональной деятельностью педагога. Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 3 2 ОК-7 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения экологии.
2.1. Методы и приемы обучения экологии. Лекции 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
2.2. Средства обучения экологии. Кабинет экологии. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
2.3. Выбор темы для подготовки плана (конспекта) урока (по ГОС). Определение цели, учебно-воспитательных задач, методов, приемов и средств обучения (оборудования). Отчет студента о работе на практическом занятии. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Формы организации обучения экологии.
3.1. Формы организации обучения экологии. Урочная форма обучения учащихся. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
3.2. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Планирование урока (по ГОС). Практические 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
3.3. Работа над планом (конспектом) урока по теме (по выбору студента) (по ГОС). Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
3.4. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Планирование урока (по ФГОС). Практические 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
3.5. Работа над методологической частью и технологической картой урока по теме (по выбору студента) (по ФГОС). Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 3 6 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
3.6. Внеурочные формы обучения учащихся экологии. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1, Л2.1
3.7. Поиск методических материалов (публикаций) об(о) экскурсиях, факультативах, элективных курсах, кружках, олимпиадах, эпизодических внеурочных мероприятиях по экологии. Отчет студента о работе на практическом занятии. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1, Л2.1
3.8. Разработка (сценария) эпизодического внеурочного мероприятия по экологии для учащихся 5-8 классов или 9-11 классов. Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1, Л2.1
3.9. Внеурочные формы обучения учащихся экологии. Практические 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1, Л2.1
3.10. Планирование и организация исследовательской деятельности учащихся по экологии. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
3.11. Разработка плана исследовательской (научно-исследовательской или учебно-исследовательской или проектной) работы учащихся по экологии. Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Методика формирования и развития знаний, умений и навыков у учащихся в процессе обучения экологии.
4.1. Методика формирования и развития знаний, умений и навыков у учащихся в процессе обучения экологии. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
4.2. Характеристика учебно-методического комплекта (УМК) по школьному (или учебному) предмету «Экология». Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
4.3. Работа с содержанием выбранных тем (выявление текста, заданий, упражнений, которые позволяют формировать общеучебные и специальные умения и навыки (по ГОС)) и универсальные учебные действий (УУД) и предметных действия (по ФГОС). Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
4.4. Методика формирования экологических знаний, общеучебных и специальных умений и навыков (по ГОС), универсальных учебных действий (УУД) и предметных действий (по ФГОС) на уроках экологии у учащихся (на примере выбранных тем). Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Организация контроля и учета знаний, умений учащихся на уроках экологии
5.1. Принципы контроля знаний и умений учащихся. Методика организации контроля знаний и умений в процессе обучения экологии. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1
5.2. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Экология" (на базовом уровне по ФГОС). Формирование компетентностей у учащихся в рамках учебного предмета «Экология». Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-7, ПК-14 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Цель и задачи курса «Методика преподавания экологии». Методология изучения курса.
2. Связь курса «Методика преподавания экологии» с курсами «Психология», «Педагогика».
3. Становление российского экологического школьного образования. Характеристика каждого этапа и определение отличий каждого из них.
4. Содержание профессионального стандарта «Педагог» (трудовые функции, необходимые умения, необходимые знания) и особенности профессиональной деятельности педагога.
5. Требования к профессиональной деятельности педагога.
6. Цели и задачи, принципы школьного экологического образования.
7. Содержание школьного экологического образования.
8. Планируемые предметные результаты освоения учебного материала основной образовательной программы (ООП) в школьном курсе экологии (базовый уровень по ФГОС).
9. Классификация методов обучения по источнику знаний. Практическое использование методов на уроках экологии.
10. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся. Практическое использование методов на уроках экологии.
11. Методические приемы как часть метода обучения. Практическое использование методических приемов на уроках экологии.
12. Приемы обучения (организационные, логические, технические) и их практическое использование на уроках экологии.
13. Понятие о средствах обучения. Классификации средств обучения. Практическое использование средств обучения на уроках экологии (на примере темы по выбору студента).
14. Современный кабинет экологии как средство формирования экологической культуры у учащихся.
15. Понятие об урочной и внеурочной формах обучения учащихся. Характеристика каждой из перечисленных форм.
16. Урок как «ячейка» учебно-воспитательного процесса. Основные требования к уроку.
17. Типология уроков (анализ классификаций) по ГОС и ФГОС. Этапы урока и их характеристика.
18. Классификации форм уроков. Характеристика отдельных форм урока и их дидактических возможностей.
19. Структура плана урока или конспекта урока, технологической карты урока по экологии. Методологическое и методическое значение документации в процессе обучения, развития и воспитания учащихся.
20. Внеурочная форма обучения учащихся экологии. Характеристика основных систематических видов внеурочной работы с учащимися.
21. Внеурочная форма обучения учащихся экологии. Характеристика эпизодических внеурочных мероприятий по экологии.
22. Учебно-методические комплекты (УМК) по экологии и их методическое значение. Характеристика линии УМК (по выбору студента).
23. Методика формирования экологических знаний (представлений, понятий, законов и закономерностей, фактов) у учащихся (на примере любой темы по выбору студента).
24. Методика формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся на уроках экологии (на примере любой темы по выбору студента).
25. Понятие о компетенции и компетентности. Характеристика компетентностей (познавательных, личностных, самообразовательных, социальных, отношения к своему здоровью) у учащихся в рамках учебного предмета «Экология».
26. Проверка и оценка результатов обучения по предмету (система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по учебному предмету). Принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии.
27. Организация контроля знаний и умений учащихся. Понятие об оценке и отметке. Виды и типы проверки знаний и умений учащихся.
28. Формы и способы проверки результатов обучения (текущих и промежуточных).
29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Характеристика требований к результатам освоения ООП по учебному предмету «Экология» (в рамках предметной области «Физическая культура, экология, основы безопасности жизнедеятельности»).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Характеристика требований к структуре ООП и условиям ее реализации.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Выявите этапы становления экологического образования в России. Сформулируйте обобщения и выводы по результатам работы.
2. Проведите анализ содержания профессионального стандарта «Педагог»: требования к трудовой деятельности педагога, необходимым умениям и знаниям. Охарактеризуйте профессиональную деятельность педагога.
3. Проанализируйте содержание концепции школьного экологического образования (авторы: И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина). Результаты работы запишите в рабочую тетрадь.
4. Проанализируйте содержание концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (авторы: А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, В.А. Грачев). Результаты работы запишите в рабочую тетрадь.
5. Выявите черты сходства и отличия в рассмотренных Вами концепциях. Каким образовательным стандартам они соответствуют?
6. Составьте план (конспект) урока в соответствии с его типом (по любой теме, выбранной студентом в школьных учебниках первого поколения (ГОС)), используя одну из форм поурочного плана (или схемы плана урока).
7. Составьте технологическую карту урока в соответствии с типом урока (по любой теме, выбранной студентом в школьных учебниках второго поколения (ФГОС)), используя одну из форм.
8. Охарактеризуйте внеурочные формы обучения учащихся экологии.
9. Разработайте сценарий эпизодического внеурочного мероприятия по экологии для учащихся (5-8 классов или 9-11 классов).
10. Разработайте один план научно-исследовательской работы и план учебно-исследовательской или проектной работы учащихся.
11. Охарактеризуйте одну из линий УМК по учебному предмету «Экология» (по выбору студента) по следующему плану:
1) определение состава УМК; 2) характеристика структуры и содержания каждого компонента УМК и выявление приемов работы с ними; 3) анализ методических требований и рекомендаций авторов линии УМК к содержанию выбранной темы (по усмотрению студента).
12. Выявите в содержании выбранных тем урока (из школьных учебников первого и второго поколений) текст, задания, упражнения, которые подразумевают формирование общеучебных и специальных умений и навыков (по ГОС) и универсальных учебных действий (УУД) (по ФГОС).
13. Сформулируйте вопросы и задания к различным формам контроля знаний и умений учащихся, заполнив таблицу (формы контроля знаний и умений учащихся, наименование выбранной темы по школьному учебнику первого поколения (ГОС), наименование выбранной темы по школьному учебнику второго поколения (ФГОС)).
14. Составьте тестовые задания различной формы (закрытой, открытой, на установление причинно-следственных связей, на соответствие) в рамках ранее выбранных тем уроков (по ГОС и ФГОС).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине «Методика преподавания экологии» (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: , 1984
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и методика обучения экологии: учебник для академического бакалавриата. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F28FD397-56DE-4853-B921-09BB6CB171DD. – Загл. с экрана.
Э2 Журнал "География и экология 21 века" Режим доступа: http://www.geoeco21.ru. - Заглавие с экрана.
Э3 Журнал "География в школе" Режим доступа: http://www.schoolpress.ru. - Заглавие с экрана.
Э4 Деятельностный подход к преподаванию химии и экологии в основной школе. Пропедевтический курс: учебное пособие. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469555. – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина «Методика преподавания экологии» предполагает освещение ключевых методических вопросов, связанных с организацией учебного процесса по экологии в школе. Содержание данной дисциплины нацелено на формирование экологической культуры у студентов за счет расширения экологического мировоззрения о самой науке экологии и возможностях ее преподавания в школе. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Освоение содержания данной учебной дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студентов.
Во время проведения лекций по учебной дисциплине «Методика преподавания экологии» преподавателю необходимо максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъяснять ключевые термины и сущность явлений, используя профессиональный «методический стиль». Важно опираться на базовые знания студентов по экологии и географии. В лекционный материал должны быть включены примеры из школьной практики. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Кроме того, лекция «должна носить» диалогический характер.
Практические занятия построены по блочно-модульной системе, способствующей выполнению заданий теоретического, практического и опережающего блоков. Содержание практических работ соответствует системно-деятельностному подходу в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы в ходе текущих консультаций. Форма зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) обсуждением содержания выполненных практических работ.