Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z05_03_06_ПП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | Ознакомление студентов с современными методами исследования географической среды и слагающих ее природных и природно-хозяйственных геосистем на основе экологического подхода для рационального природопользования и оптимизации взаимодействия общества с окружающей средой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-8 | владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности |
ПК-18 | владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные направления геоэкологии; теоретические основы геохимических исследований, поиска радиоактивных аномалий, исследования опасности процессов оврагообразования, оползней, просадочных деформаций, методы оценки шумового транспортного загрязнения городской среды |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовывать и проводить геохимические исследования, поиск радиоактивных аномалий, исследования опасности процессов оврагообразования, оползнеобразования, просадочных деформаций, оценку шумового транспортного загрязнения городской среды |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть методикой геохимических исследований, поиска радиоактивных аномалий, исследования опасности процессов оврагообразования, оползней, просадочных деформаций, методами оценки шумового транспортного загрязнения городской среды |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Цели и задачи курса. Современное понятие о геоэкологии, как о междисциплинарном научном направлении. Этапы развития современных представлений. Основные направления геоэкологии: ландшафтная экология (К Тролль, Н.Ф. Ремерс), экологическая география (А.Г. Исаченко); аспекты эколого-геологических и эколого-геоморфологических исследований. Обзор методов геоэкологии. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 3 | 30 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Геохимические методы исследований | ||||||
2.1. | Химическое загрязнение как один из основных видов воздействия человека на природную среду. Методы исследования источников природного и техногенного загрязнения с помощью геохимических методов. Понятие о геохимических методах поисков. Понятие о местном геохимическом фоне. Закон Кларка Вернадского о всеобщем рассеянии элементов. Определение аномалий. Физико-химические условия: кислотно-щелочные (сильнокислые, кислые и слабокислые, нейтральные и слабощелочные, сильнокислые), окислительно-восстановительные (окислительная, восстановительная, глеевая), их характеристика. Геохимические барьеры: определение, типы (механические, физико-химические, биогеохимические, техногенные). Классы физико-химических барьеров. Понятие о двусторонних барьерах. Полевые признаки разных видов барьеров. Виды и методы геохимических работ. Методы литохимических поисков. Стадийность, задачи разных стадий. Характеристика стадии детальных работ. Выбор сети отбора проб. Обработка проб. Изображение результатов литохимических поисков. Ги | Лекции | 3 | 1 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Методика исследований радиоактивных аномалий | ||||||
3.1. | Теоретические основы исследования радиоактивных аномалий. Естественная, искусственная радиоактивность, радиоактивные аномалии, прибор СРП-68. Методика исследования радиоактивных аномалий при экологическом картировании (выполнение измерения гамма-фона в городах и населенных пунктах пешеходным методом). | Лекции | 3 | 1 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Измерение радиационного фона, радиоактивности строительных материалов и облицовочного камня (габбро и гранитов) в окрестностях главного корпуса АлтГУ | Практические | 3 | 2 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Обработка и оформление результатов исследования | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Методика шумового картирования | ||||||
4.1. | Понятие о шумовом загрязнении. Влияние шума на здоровье человека. Картографирование шумового загрязнения по результатам натурных измерений и на основе расчетных данных, либо с использованием сочетания этих способов. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Составление карты шумового загрязнения квартала, ограниченного Ленинским проспектом, ул. Молодежной, пр. Социалистическим и пр. Строителей. | Практические | 3 | 2 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Обработка и оформление результатов исследования | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Исследование опасных экзогенных геологических процессов | ||||||
5.1. | Методы исследования опасных экзогенных геологических процессов (ЭГП). Количественные показатели развития и активности ЭГП. Основные методы их изучения. Обвалы. Определения, классификация, природные условия их развития. Схема описания обвалов. Меры борьбы с ними. Оползни. Стадии развития оползней. Классификации. Классификация оползневых районов по морфологии. Понятие о коэффициенте устойчивости склонов. Схема полевого описания оползней. Меры борьбы с ними и противооползневые мероприятия. Примеры оползней г. Барнаула. Овраги. Определения. Природные условия роста оврагов. Методика полевого изучения оврагов. Обработка камеральных данных. Особенности оврагов г. Барнаула. Просадочные деформации, суффозионные процессы. Общие понятия, проявления в регионе. Методика изучения. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | 1. Картографирование оползневых форм в оползневой зоне г. Барнаула по ДДЗ. 2. Определение динамики отдельных оползневых цорков по ДДЗ | Практические | 3 | 2 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Дешифрирование космических снимков, измерения по снимкам. Обработка и подготовка к презентации результатов. | Сам. работа | 3 | 26 | ОПК-8, ПК-18 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведён в Приложениях. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мананков А. В. | Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды : Учебник и практикум | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенов, Л.Н. Фесенко | Основы инженерной экологии: учебное пособие | Издательство «Феникс», 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.С. Хомич, С.В. Какареко, Т.И. Кухарчик | Городская среда: геоэкологические аспекты: | Минск: Белорусская наука, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.2 | М.П. Грушко, Э.И. Мелякина, И.В. Волкова, В.Ф. Зайцев | Прикладная экология: учеб. пособ. для бакалавр. | Санкт-Петербург: Лань, 2018 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Геолого-экологические исследования и картографирование (Геоэкологическое картирование): Учебное пособие. Автор/создатель: Андросова Н.К. Библиографическая ссылка: Андросова Н.К. Геолого-экологические исследования и картографирование (Геоэкологическое картирование): Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2000. – 98 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/663/36663/files/geoprotection10.pdf | |||
Э2 | 2. Тяжелые металлы в почвах в зоне влияния промышленного города: Учебное пособие. Автор/создатель: Бычинский В.А., Вашукевич Н.В. Библиографическая ссылка: Бычинский В.А., Вашукевич Н.В. Тяжелые металлы в почвах в зоне влияния промышленного города: Учебное пособие. Иркутск: Изд. Иркут. ун-та. 2008. – 130 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/542/63542/files/Vashykevich_2008.pdf | |||
Э3 | 3. Геоэкологический мониторинг: Учебное пособие. Автор/создатель: Язиков Е.Г., Шатилов А.Ю. Библиографическая ссылка: Язиков Е.Г., Шатилов А.Ю. Геоэкологический мониторинг: Учебное пособие для вузов.- Томск: Изд-во ТПУ, 2003. - 336 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/821/74821/files/Geoecologic_monitoring.pdf | |||
Э4 | 4. Геоэкологические аспекты мониторинга здоровья населения промышленных городов. Автор/создатель: Куролап С.А. Библиографическая ссылка: Куролап С.А. Геоэкологические аспекты мониторинга здоровья населения промышленных городов // Соросовский образовательный журнал, 1998, №6, с. 21-28. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/465/20465/files/9806_021.pdf | |||
Э5 | 5. Краткий словарь геоэкологических терминов и понятий. Автор/создатель: Парначев В.П. Кафедра динамической геологии Томского государственного университета. Режим доступа: http://geo.tsu.ru/faculty/structure/chair/dynamic/books/Slovar_GET/ | |||
Э6 | 6. Методологические основы геоэкологии: Учебно-методическое пособие. Автор/создатель: Тапилин А.М. Библиографическая ссылка: Тапилин А.М. Методологические основы геоэкологии: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности "Геоэкология". – Тверь: ТвГУ, 2006. – 43 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/890/77890/files/Osnovy_geoekology.pdf | |||
Э7 | 7. Математическое моделирование в геоэкологических исследованиях: Электронный учебник. Автор/создатель: Сеннов А.С. Центр переподготовки и повышения квалификации по естественно-научным направлениям Санкт-Петербургского государственного университета. Режим доступа: http://www.ecosafe.pu.ru/Educatio/EcoMod/head.shtml | |||
Э8 | 8. Инженерная экология: Практикум по специальности 020804 - "Геоэкология". Автор/создатель: Прожорина Т.И. Библиографическая ссылка: Прожорина Т.И. Инженерная экология: Практикум по специальности 020804 - "Геоэкология". - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 31 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/884/39884/files/feb05008.pdf | |||
Э9 | 9. Гидрология: Методические указания к практическим занятиям. Автор/создатель: Залепухин В.В. Библиографическая ссылка: Залепухин В.В. Гидрология: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности "Геоэкология". - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 48 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/752/25752/files/volsu329.pdf | |||
Э10 | 10. Геоэкология для строителей: Учебное пособие для студентов строительных и технических специальностей. Автор/создатель: Гаев А.Я., Гацков В.Г., Штерн В.О., Карташкова Л.М. Библиографическая ссылка: Гаев А.Я., Гацков В.Г., Штерн В.О., Карташкова Л.М. Геоэкология для строителей: Учебное пособие для студентов строительных и технических специальностей. - Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2004. - 313 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/678/19678/files/metod415.pdf | |||
Э11 | 11. Сибирский экологический журнал. Освещение теоретических и методических вопросов экологии. Публикации о структуре и функционированию и антропогенной трансформации экосистем. Сведения о зонах экологических бедствий. Архив полных текстов статей всех номеров. Возможность загрузки статей в формате pdf. Режим доступа: http://www.sibran.ru/secjw.htm | |||
Э12 | 12. Русско-английский геоэкологический словарь. Автор/создатель: Паньков В.В. (1996 год) Режим доступа: http://rgp.agava.ru/slovar.htm | |||
Э13 | 13. Геоэкологическое картирование: Методические указания к курсовой работе. Автор/создатель: Макаренко Н.А, Архипов А.Л. Библиографическая ссылка: Геоэкологическое картирование: Методические указания к курсовой работе / Сост.: Макаренко Н.А, Архипов А.Л. – Томск: Томский гос. ун-т, 2007. – 24 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/377/62377/files/GeoEcol_kurs_2.pdf | |||
Э14 | 14. Гидрогеоэкология: Методическое руководство по курсу. Автор/создатель: Смирнова А.Я. Библиографическая ссылка: Смирнова А.Я. Гидрогеоэкология: Методическое руководство по курсу. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. - 20 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/324/27324/files/m110.pdf | |||
Э15 | 15. Медико-экологический мониторинг: Практикум по спецкурсу. Автор/создатель: Куролап С.А. Библиографическая ссылка: Куролап С.А. Медико-экологический мониторинг: Практикум по спецкурсу. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. - 22 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/876/39876/files/may02002.pdf | |||
Э16 | 16. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории: Учебное пособие. Автор/создатель: Кочуров Б.И. Библиографическая ссылка: Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории: Учебное пособие. - М.: 1999. - 86 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/480/70480/files/proroda03.pdf | |||
Э17 | Курс в Moodle «Методы геоэкологических исследований» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) 2. Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 3. Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий). 4. MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 5. ENVI №лицензия 503626 6. Surfer 10 (номер лицензии ws-119118-pjdc); 7. ArcGIS 10.3.1 (автаризационный номер лицензии EFL613246244); 8. Google Earth Pro (свободно распространяемое ПО). 9. QGIS (свободно распространяемое ПО). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/ 5. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные _статьи |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1. Методические указания обучающимся к лекциям В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД. Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Методы геоэкологических исследований», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. |