МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы исследований и обработка информации в природопользовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 17,5 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 14 12 14 24 28
Практические 16 22 16 22 32 44
Сам. работа 44 36 44 9 88 45
Итого 72 72 72 45 144 117

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Жигулина Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Методы исследований и обработка информации в природопользовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основноя целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с методологией анализа различных аспектов природопользования, полевыми и аналитическими методами исследования воздействия хозяйственной деятельности человека на объекты окружающей природной среды.
Основные задачи: изучить принципы и методологию природного, социально-экономического, геоэкологического подходов в природопользовании. Рассмотреть пространственный, социокультурный эколого-экономический анализ территорий, методы количественного и качественного анализа; применение дистанционных и ГИС-технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие принципы организации научного исследования в природопользовании; концепции природопользования, физической и социально-экономической географии, используемые в географических исследованиях природопользования; физико-географические, ландшафтно-геохимические, ландшафтно-геофизические методы исследований; аэрокосмические методы и методы геоинформационного моделирования
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать научное исследование в сфере природопользования; применять концепции природопользования, физической и социально- экономической географии в географических исследованиях природопользования; применять физико-географические, ландшафтно-геохимические, ландшафтно-геофизические методы исследований; аэрокосмические методы и методы геоинформационного моделирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации научного исследования в природопользовании; применения концепций природопользования, физической и социально-экономической географии для исследования природопользования; физико-географических, ландшафтно-геохимических, ландшафтно-геофизических методов исследований; аэрокосмических методов и методов геоинформационного моделирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Цели и задачи курса. Современное понятие о природопользовании, как о междисциплинарном научном направлении и виде практической деятельности. Рациональное и нерациональное, интенсивное и экстенсивное природопользование. Классификация видов природопользования. Общие понятия научного исследования: теория, методология познания, уровни знания, эмпирические и теоретические методы; основные общенаучные методы исследования: моделирование и эксперименты (натурные, модельные). Этапы в схеме геоэкологических исследований природопользования: инвентаризационный, оценочный, прогнозный. Лекции 6 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Внеаудиторное чтение Сам. работа 6 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Общие принципы организации научного исследования
2.1. Выбор темы исследования. Формулирование проблемы. Обоснование ее актуальности. Выбор рабочей концепции и методов исследования. Формулирование задач. Составление плана исследования. Обработка результатов и их представление. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Организация научного исследования на примере своей курсовой работы Практические 6 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Организация научного исследования на примере своей курсовой работы Сам. работа 6 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Аэрокосмические методы исследований
3.1. Основные понятия. Физические основы аэрокосмических методов. Электромагнитный спектр. Оптические характеристики объектов. Спектрометрирование. Спектральная отражательная способность природных объектов. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Знакомство с интерфейсом программы ENVI. Визуализация многозональных космических снимков на примере Landsat7. Информация о географической привязке, разрешение снимка, количество каналов, длина волны. Визуализация в естественных цветах, в ложном инфракрасном цвете. Спектральные характеристики объектов, определеяемые по многозональным снимкам. Практические 6 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Знакомство с интерфейсом программы ENVI. Изучение спектральной отражательной способности географических объектов по многозональным снимкам. Поиск и получение бесплатных космических снимков в сети Интернет. Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Виды и методика визуального дешифрирования снимков. Дешифровочные признаки. Морфометрическое дешифрирование. Индикационное дешифрирование. Дешифрирование многозональных снимков. Сопоставительное дешифрирование. Дешифрирование разновременных снимков. Полевое и камеральное дешифрирование. Эталонное дешифрирование. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Визуальное дешифрирование космических снимков. Определение объектов по дешифровочным признакам. Составление схемы местности на основе космического снимка высокгого разрешения. Практические 6 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Составление схемы местности на основе космического снимка высокгого разрешения. Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.7. Понятие о цифровом аэрокосмическом снимке. Радиометрические свойства космических снимков. Радиометрическая коррекция цифровых снимков. Экранная визуализация космических снимков. Компьютерное представление объектов в пространстве спектральных признаков. Улучшение изображения для дешифрирования на экране. Преобразование контрастности. Синтезирование цветных изображений. Синергизм снимков. Квантование. Фильтрация. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.8. Выполнение радиометрической коррекции "сырых" числовых значений цифровых снимков на примере Landsat и Aster. Знакомство с представлением объектов в пространестве спектральных признаков с помощью графиков рассеяния (скаттер-плот)и n-мерной визуализации. Выполенение преобразования контрастности цифрового снимка. Улучшение разрешения многозонального снимка Landsat на основе панхроматического канала. Применение квантования и фильтрации для улучшения визуальной дешифрируемости интересующих объектов. Практические 6 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.9. Выполнить радиометрическую и геометрическую коррекцию полученных из Интернета снимков Landsat. Сам. работа 7 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.10. Создание простых производных индексных изображений. Вегетационные индексы. Индексы для дешифрирования состава горных пород и почв. Преобразование Каута-Томаса. Преобразование по методу главных компонент. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.11. Расчет вегетационного индекса и его использование для определения продуктивности растительных сообществ, границы растительного покрова. Создание карты продуктивности. Практические 6 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.12. Создание производных изображений на основе космического снимка Landsat. Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.13. Компьютерная классификация объектов по снимкам. Общие подходы и способы классификации. Параметрические и непараметрические способы. Классификация с обучением по спектральным признакам. Способ параллелепипеда. Способ минимального расстояния. Способ максимального правдоподобия. Классификация без обучения. Способ быстрого выделения кластеров (K-means). Самоорганизующийся способ кластеризации (ISODATA). Классификация на основе спектральных признаков: выбор способа. Оценка достоверности результатов классификации. Лекции 6 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.14. Составление карты земных покровов терртории муниципального района с помощью автоматического дешифрирования космического снимка. Практические 6 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.15. Выделение водных объектов, нарушенных земель, растительных сообществ, сельскохозяйственных угодий на основе обучающей выборки. Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Концепции природопользования
4.1. Концепция устойчивости и изменчивости геосистем, природно-ресурсного потенциала, ресурсных циклов, территориальных сочетаний природных ресурсов Лекции 7 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Учения и теории физической географии, используемые в географических исследованиях природопользования
5.1. Учение о географической оболочке, учение о географической зональности, учение о географическом ландшафте, учение о природно-территориальном комплексе. Теория физико-географического районирования Лекции 7 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Учения, теории и концепции социально-экономической географии, используемые в географических исследованиях природопользования
6.1. Учение об экономико-географическом положении, учение о географическом разделении труда, учение о территориально-производственном комплексе, учение о территориальной организации хозяйства и общества. Теория размещения производительных сил, экономического районирования, мирового хозяйства, расселения населения, геоурбанистики, центральных мест. Концепция больших циклов Кондратьева, энерго-производственных циклов, опорного каркаса территории, «полюсов» роста, единой системы расселения, территориальной рекреационной системы Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Методы физико-географических исследований
7.1. Природные и природно-антропогенные геосистемы как объект исследований. Геосистема, природно-территориальный комплекс (ПТК), ландшафт и его таксономические ранги, геотехсистемы Методы физико-географических исследований, применяемых в природопользовании. По степени их универсальности: общенаучные (методы материалистической диалектики, исторический, системный подход, моделирование), междисциплинарные (геохимический, геофизический и математические) и специфические (сравнительно-географический, картографический, ландшафтный, дистанционного зондирования, палеогеографический, метод балансов, метод сопряженного анализа). По уровню познания эмпирические, теоретические. По способу изучения: полевые и камеральные исследования Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.2. Примеры применения методов физической географии для анализа проблем природоопользования Практические 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Ландшафтно-геохимические методы исследований
8.1. Ландшафтные методы исследований: комплексного физико-географического профилирования и ландшафтного картографирования. Назначение и содержание геоэкологических карт природных и природно-антропогенных геосистем. Цикл ландшафтных исследований: Подготовительный, полевой, камеральный период Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.2. Построение комплексного ландшафтного профиля с наложением основных видов природопользования Практические 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.3. Понятие элементарный ландшафт (ЭЛ), элементарная геохимическая система (ЭЛГС), геохимическая катена, каскадная ландшафтно-геохимическая система (КЛГС), геохимический ландшафт Методы исследования источников природного и техногенного загрязнения с помощью геохимических методов. Понятие о геохимических методах поисков. Понятие о местном геохимическом фоне. Закон Кларка Вернадского о всеобщем рассеянии элементов. Определение аномалий. Значение ландшафтоведения при проведении геохимических поисков. Основные геохимические методы (лито, - гидро, - атмо, - биогеохимические) Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.4. Построение геохимической катены Практические 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.5. Физико-химические условия: кислотно-щелочные (сильнокислые, кислые и слабокислые, нейтральные и слабощелочные, сильнокислые), окислительно-восстановительные (окислительная, восстановительная, глеевая), их характеристика. Геохимические барьеры: определение, типы (механические, физико-химические, биогеохимические, техногенные). Классы физико-химических барьеров. Понятие о двусторонних барьерах. Полевые признаки разных видов барьеров Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.6. Анализ геохимических барьеров, характерных для территории Алтайского края Практические 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.7. Анализ геохимических барьеров, характерных для территории Алтайского края Сам. работа 7 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Ландшафтно-геофизические методы исследований
9.1. Метод балансов в исследованиях природных геосистем. Виды баланса радиационный, тепловой, водный, энергетический, баланс биомассы Цели ландшафтно-геофизических исследований Понятия геомасс и геогоризонтов. Индикация стексов по вертикальной структуре геокомплексов. Группы признаков суточного состояния: термический режим, увлажнение и изменение вертикальной структуры Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
9.2. Анализ геофизической модели ландшафта применительно к решению задач природдоопльзования Практические 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
9.3. Анализ геофизической модели ландшафта применительно к решению задач природдоопльзования Сам. работа 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Методы геоинформационного моделирования
10.1. Использование методов интерполяции для моделирования географических распределений значений показателей Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.2. Построение моделей полей географичесских распределний Практические 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корытный Л.М., Потапова Е.В. Основы природопользования: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Малугин Математическая статистика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/22B8E222-BC0B-42AC-BA60-FDD04425DBAA
Л2.2 Огуреева Г. Н., Котова Т. В., Емельянова Л. Г. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. : Учебное пособие для академического бакалавриата. Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 GIS-Lab: Геоинформационные системы и Дистанционное зондирование Земли – неформальное сообщество специалистов в области ГИС и ДЗЗ gis-lab.info
Э2 Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации www.gisa.ru
Э3 NextGIS: Открытые геотехнологии nextgis.ru
Э4 QGIS: Свободная географическая информационная система с открытым кодом qgis.org
Э5 GeoFAQ: советы по ГИС, САПР, СУБД www.geofaq.ru
Э6 6. Лаборатория АгроГИС-технологий. Консультации по ГИС Калуга npk-kaluga.ru
Э7 Открытая группа ВКонтакте «MapInfo» vk.com
Э8 Курс в Moodle «Методы исследований и обработка информации в природопользовании» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
2. Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
3. Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий).
4. MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
5. ENVI №лицензия 503626
6. Surfer 10 (номер лицензии ws-119118-pjdc);
7. ArcGIS 10.3.1 (автаризационный номер лицензии EFL613246244);
8. Google Earth Pro (свободно распространяемое ПО).
9. QGIS (свободно распространяемое ПО).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/
5. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные _статьи

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.