МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системных представлений о теоретических и методических основах экологического нормирования, современных тенденциях развития экологической нормативной базы и ее реализации; развитие навыков разработки экологической оценки территории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие положения нормирования и подходы к снижению загрязнения окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.попользоваться навыками обоснования пределов устойчивости природных систем; навыками составления комплекса документации по нормированию антропогенных воздействий для хозяйствующих субъектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом разработки сценариев развития и прогнозирования состояния природных систем с учетом объема и качества антропогенных воздействий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологическое нормирование
1.1. Введение в экологическое нормирование Лекции 8 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Развитие экологического нормирования Сам. работа 8 4
1.3. Экологическое нормирование Практические 8 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Государственная система экологического нормирования
2.1. Система экологических нормативов Лекции 8 1 ОПК-8 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Система экологического нормирования. Теоретические основы нормирования техногенных нагрузок. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации Практические 8 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Система экологических нормативов Сам. работа 8 6 ОПК-8 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации
3.1. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации Лекции 8 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Санитарно-гигиенические принципы нормирования Сам. работа 8 4
3.3. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации Сам. работа 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
3.4. Экологическое нормирование и деятельность промышленных предприятий. Экономические аспекты экологического нормирования Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Устойчивость природных систем
4.1. Устойчивость природных систем к техногенным нагрузкам Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.2. Определение соответствия предельно допустимой концентрации вещества с фактической Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.3. Устойчивость природных систем к техногенным нагрузкам Сам. работа 8 6
Раздел 5. Экологическое нормирование воздействий на атмосферу
5.1. Санитарно-гигиеническое нормирование воздушной среды Лекции 8 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Экологическое нормирование воздействий на атмосферу Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Экологическое нормирование водопользования
6.1. Экологическое нормирование водопользования Лекции 8 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.2. Документация в сфере водопользования Сам. работа 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.3, Л2.1
6.3. Вычислениеиндекса загрязнения воды Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Экологическое нормирование в сфере землепользования
7.1. Нормирование загрязнения почв Лекции 8 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Определение уровня суммарного загрязнения почв Санкт-Петербургского региона Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.3
7.3. Экологическое нормирование в сфере землепользования Сам. работа 8 3 ОПК-8, ПК-18 Л1.2
Раздел 8. Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами
8.1. Нормирование в сфере обращения с отходами Лекции 8 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
8.2. Определение объемов образования отходов Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2
8.3. Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами Сам. работа 8 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Экологическое нормирование использования биологических ресурсов
9.1. Нормирование в области использования биологических ресурсов Лекции 8 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.2
9.2. Экологическое нормирование использования биологических ресурсов Практические 8 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Административный механизм природопользования и управления региональной экологиче-ской политикой.
Сущность принципов экологического нормирования в региональной практике на конкретных примерах:
 принцип цели;
 принцип опережения цели;
 принцип порога цели;
 принцип саморегуляции;
 принцип «больше не значит лучше»;
 принцип «джиу-джитсу»;
 принцип снижения удельного риска.

Экологическое нормирование загрязнения почвы нефтью и нефтепродуктами
Нормирование и контроль содержания пахучих веществ в воздухе населённых мест
Система управления отходами производства на примере конкретного предприятия
Принципы построения современных систем контроля промышленных выбросов
Экологические приоритеты в горнодобывающей отрасли
Платное водопользование в Российской Федерации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Редина, А.П. Хаустовров Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды: учеб. для бакалавров Юрайт, 2015
Л1.2 Хаустов А.П., Редина М.М. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды: учеб. для бакалавров М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Лейкин Ю.А Основы экологического нормирования: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Гарнов, О.В. Краснобаева Аспекты экологической ответственности хозяй-ствующих субъектов Рос-сийской Федерации: Монография НИЦ ИНФРА-М, 2014
Л2.2 М. Г. Ясовеев, Н. Л. Стреха, Э. В. Какарека и др. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза: учеб. пособие для студентов вузов Минск, Москва, 2015.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Хаустов, А. П. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды : учебник для академического бакалавриата / А. П. Хаустов, М. М. Редина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 387 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9103-1. www.biblio-online.ru
Э2 Курс в Moodle "Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.3.1.1 Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
6.3.1.2 Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
6.3.1.3 MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды »

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспекти-рование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсив-ную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.