Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 28 | 28 | 28 | 28 |
Практические | 38 | 38 | 38 | 38 |
Сам. работа | 15 | 15 | 15 | 15 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | Цель курса: В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры. Задачи курса: 1. Усвоить теоритические основы современной экологии; 2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня; 3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-4 | владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистем; - Важнейшие законы экологии; - Современные представления о популяциях, закономерностях роста и регуляции численности популяций; • Механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем; • Основы биологической продуктивности биосферы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • Анализировать структуру популяций и экосистем; • Характеризовать экосистемы различного уровня. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • Анализа динамики экосистем; • Выделения экологических характеристик территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая экология как наука | ||||||
1.1. | Общая экология как наука | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л3.1 |
1.2. | Общая экология как наука | Практические | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Взаимодействие организма и среды | ||||||
2.1. | Взаимодействие организма и среды | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
2.2. | Взаимодействие организма и среды | Практические | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 3. Факторы и ресурсы среды | ||||||
3.1. | Факторы и ресурсы среды | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л3.1 |
3.2. | Факторы и ресурсы среды | Практические | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
Раздел 4. Экология популяций | ||||||
4.1. | Экология популяций | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
4.2. | Экология популяций | Практические | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
4.3. | Экология популяций | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
Раздел 5. Экология сообществ | ||||||
5.1. | Экология сообществ | Практические | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
5.2. | Экология сообществ | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-4 | Л1.2, Л3.1 |
Раздел 6. Экология экосистем | ||||||
6.1. | Экология экосистем | Лекции | 2 | 6 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л3.1 |
6.2. | Экология экосистем | Практические | 2 | 8 | ОПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
6.3. | Экология экосистем | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л3.1 |
Раздел 7. Биосфера как глобальная экосистема | ||||||
7.1. | Биосфера как глобальная экосистема | Лекции | 2 | 6 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л3.1 |
7.2. | Биосфера как глобальная экосистема | Практические | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.2, Л3.1 |
7.3. | Биосфера как глобальная экосистема | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
Раздел 8. Человек в биосфере. | ||||||
8.1. | Человек в биосфере. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
8.2. | Человек в биосфере. | Практические | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерные вопросы к семинарским занятиям Тема: Основные экологические факторы 1. Солнечная радиация: структура, значение. 2. Экологические группы растений по отношению к свету. 3. Свет как экологический фактор среды обитания животных. 4. Тепловой режим. Влияние температуры на жизненные процессы. 5. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. 6. Температурные адаптации наземных растений и животных. 7. Вода. Основные показатели влажности. Распределение влаги по сезонам. 8. Адаптация растений к поддержанию водного баланса. Экологические группы растений по отношению к воде. 9. Водный баланс наземных животных. Тема: Основные экологические проблемы современности 1. Рост народонаселения Земли. 2. Демографическая политика стран. 3. Сырьевая проблема: состояние и перспективы ее решения. 4. Атмосфера Земли: структура, состав, значение. 5. Источники загрязнения атмосферы и основные загрязняющие вещества. 6. Экологические последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя. 7. Гидросфера Земли: понятие, строение, значение. 8. Источники загрязнения гидросферы и основные загрязняющие вещества. 9. Загрязнение Мирового океана. 10. Почвенный покров Земли: понятие, структура, состав, значение. 11. Источники загрязнения почв и основные загрязняющие вещества. 12. Органическое земледелие. Тема: Классификация экосистем. Основные типы экосистем 1. Характеристика лесных экосистем. 2. Характеристика травянистых экосистем Земли. 3. Аридные экосистемы. 4. Характеристика пресноводных экосистем. 5. Характеристика морских экосистем Земли. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов 1. Иерархия уровней организации биологических систем. 2. Моделирование в экологии. 3. Гипотеза Геи. 4. Город как экосистема. 5. Закон энтропии. 6. Энергетика среды. 7. Концепция продуктивности. 8. Распределение первичной продукции. 9. Универсальная модель потоков энергии. 10. Токсичные соединения в пищевых цепях. 11. Метаболизм и размеры особей. 12. Биогеохимические циклы. 13. Эволюция биосферы. 14. Экотоны и краевые эффекты. 15. Исчезновение видов. 1. Методология современной экологии. 2. Основные направления экологии. 3. Область применения экологии. 4. Понятие об окружающей среде. 5. Толерантность организмов. 6. Лимитирующие факторы. 7. Понятие о виде. Морфологический и биологический виды. 8. Экологическая структура популяций. 9. Популяционные волны и причины их вызывающие. 10. Наименьшая единица популяции. 11. Понятие о генотипе и генофонде. 12. Фенотип и фенотипическая изменчивость. 13. Понятия о биоценозе. Свойства биоценозов. 14. Понятие о биотопе. Свойства биотопов. 15. Геобиоценоз как экосистема. 16. Дефиниции экосистемы и структура экосистем. 17. Понятие о биосфере и ноосфере. Роль В.И. Вернадского. 18. Компенсация экологических факторов и экотипы. 19. Характеристика лимитирующих абиотических факторов. 20. Характеристика биотических факторов. 21. Типы и иерархия экосистем. 22. Концепция экотона. 23. Устойчивость экосистем. Критерии устойчивости. 24. Понятие об экологических кризисах. 25. Антропогенные экологические кризисы. 26. Природные катастрофы и их влияние на развитие экосистем. 27. Понятие о глобальном мониторинге. 28. Проблема вирусной экологии. 29. Химические и бактериологические действия на экосистемы. 30. Проблема здоровья человека. 31. Человек как мощный экологический фактор. 32. Последствия в биосфере после ядерных конфликтов. 33. Понятие об экологической экспертизе. 34. Главные этапы эволюции биосферы. 35. Концепции возникновения жизни. 36. Концепция рационального природопользования. 37. Экзобиология как наука о неземных формах жизни. 38. Факторы и типы эволюционных процессов. 39. Заповедники Алтайского края. 40. Удивительный растительный мир Алтайского края. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тема «Основы экологии экосистем» 1. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов, без которых существование осо-бей становится невозможным- это…: А.мутуализм; В. аменсализм; Б. комменсализм; Г. нейтрализм. 2. Одной из форм комменсализма, при которой особи одного вида используют тела (или убежи-ща) особей другого вида в качестве жилища является: А. нахлебничество; В. симбиоз; Б. квартиранство; Г. паразитизм. 3. Примером биотических отношений, при которых особи одного вида потребляют остатки пищи особей другого вида, являются: А.акула- рыба-прилипала; Б. собака – лопух; В. Рыба горчак – двухстворчатый моллюск; Г. пчелы- луговые растения. 4. Биотические отношения, при которых одни организмы живут счет особей другого вида: А.паразитизм; Б. мутуализм; В. симбиоз; Г. хищничество. 5. Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями: А. симбиоз; Б. нейтрализм; В.конкуренция; Г. аменсализм. 6. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партне-ров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда: А. мутуализм; В. аменсализм; Б.комменсализм; Г. нейтрализм. 7. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только в качестве источника пищи, но и как место постоянного или временного обитания: А. мутуализм; В. аменсализм; Б.паразитизм; Г. нейтрализм. 8. Давление популяции хищников на популяцию жертв приводит в последней к: А. увеличению числа особей пострепродуктивного возраста; Б. быстрому сокращению числа здоровых особей; В. Увеличению числа больных особей; Г.более раннему участию особей в размножении. 9. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается кругово-рот веществ, называют; а) природным сообществом; б) экосистемой; в) биотой; г) экотопом. 10. Ученый А. Тенсли ввел понятие: а) биогеоценоз в 1940 г.; б) биогенная миграция атомов в 1935 г.; в) экосистема в 1935 г.; г) биосфера в 1920 г. 11. Продукцию консументов называют: а) первичной; б) вторичной; в) третичной; г) основной. 12. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются: а) цепи пастбищные; б) цепи питания; в) цепи разложения; г) цепи трофические. 13. Наименьшей первичной продукцией характеризуются; а) поверхностные слои океана до 100 м; б) прибрежные части океана; в) глубины океана; г) мелководные участки океана. 14. Чистой биологической продукцией называют: а) часть валовой первичной продукции, которая расходуется на рост и развитие расте-ний; б) вся валовая первичная продукция; в) итоговая вторичная продукция; г) суммарная первичная и вторичная продукция. 16. Наиболее устойчивой из нижеперечисленных экосистем можно назвать: а) пашню; б) пустошь; в) мелководье; г) дубраву. 17. К сукцессиям, вызванным внешними факторами, можно отнести: а) саморазрастание отвалов пустой горной породы; б) изменение пойменных лугов как результат выпаса скота; в) зарастание скал; г) саморазрастание озера. 18. Состояние окончательного равновесия в экосистеме, возникающего по завершению сук-цессионного ряда называется: а) завершающим этапом; б) терминальным этапом; в) концевой стадией; г) климаксом. 19. Перевернутая пирамида численности характерна для экосистем: а) пустынь; б) лугов; в) водоемов; г) гор. 20. Устойчивость экосистемы зависит: а) от биоразнообразия и разветвленности пищевых цепей; б) от климатических характеристик; в) от пространственного расположения; г) от численности представителей отдельного вида. 21. Поток энергии - это переход энергии в виде химических связей органических соединений: а) в цепях питания от более высокого трофического уровня к более низкому; б) в цепях питания от более низкого трофического уровня к более высокому; в) в почву как результат разложения; г) в реакциях фотосинтеза. 22. При переходе с одного трофического уровня на другой, более высокий, количество энергии: а) увеличивается не менее чем на 10%; б) уменьшается на 10%; в) уменьшается не менее чем на 90%; г) совсем незначительно. 23. Максимально возможный в природе КПД фотосинтеза: а) 0,1-0,5%; б) 1-2%; в) 10-12%; г) 20% и более. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. | Общая экология: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д: Феникс, 2009 | |
Л1.2 | А. К. Бродский | Общая экология: учебник | М.: Академия, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бродский А.К. | Общая экология: учебник | М.: Академия, 2007 | |
Л2.2 | А. К. Бродский | Общая экология: учебник | М.: Академия, 2009 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | авт.-сост. О. В. Отто | Общая экология : учеб. пособие для очного отд-ния геогр. фак. | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ | |||
Э2 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog | |||
Э3 | Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru | |||
Э4 | Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/ | |||
Э5 | Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su | |||
Э6 | Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru | |||
Э7 | Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru | |||
Э8 | Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ | |||
Э9 | 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog | |||
Э10 | 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru | |||
Э11 | 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/ | |||
Э12 | 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su | |||
Э13 | 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru | |||
Э14 | 7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru | |||
Э15 | Курс в Moodle "Общая экология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Ms Office, Word, Exсel, PowerРoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/ 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru 7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисци-плине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фак-тов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основ-ные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семина-ра. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. |