МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы природопользования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 26 20 26
Практические 22 28 22 28
Сам. работа 66 54 66 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об эколого-географических основах природопользования;
дать представление о подходах к рациональному использованию природных ресурсов;
сформировать представление об основах охраны окружающей среды;
сформировать представление о мелиорации природных систем;
дать представление об управлении природопользованием и состоянием геосистем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ПК-7: способностью изучения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.эколого-географические основы природопользования, принципы рационального использования и охраны природных ресурсов и ландшафтов; сущность воздействия человека на природные системы, основные последствия антропогенных изменений природных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные подходы к анализу последствий природопользования; определять и анализировать структуру хозяйственного использования ландшафтов; выделять и давать характеристику видовой структуры природопользования; определять антропогенную нагрузку на территорию и определять мероприятия по ее снижению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки и анализа ландшафтной структуры территории и структуры хозяйственного использования ландшафтов; анализа видовой структуры природопользования территории; приемами оценки и анализа антропогенной нагрузки на территорию; оценки экологических последствий природопользования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эколого-географические основы природопользования
1.1. ВВЕДЕНИЕ. Возникновение и эволюция понятия «природопользование». Предмет и основные задачи природопользования. Роль географии и экологии в становлении природопользования. Связь с другими науками Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Характеристика видовой структуры природопользования Практические 4 4 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Природные системы как объекты воздействия человека. Общие представления о природных системах, структура и свойства природных систем, социально-экономические функции и потенциал природных систем. Изменение природной среды и эволюция человечества Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Структура хозяйственного использования ландшафтов Практические 4 4 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Исторические типы природопользования. История взаимодействия общества и природы Практические 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Природные ресурсы и их классификация. Классификация природных ресурсов по происхождению. Классификация природных ресурсов по видам хозяйственного использования. Классификация природных ресурсов по признаку исчерпаемости. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Природные ресурсы Практические 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Воздействие человека на природные системы. Сущность воздействия человека на природные системы. Антропогенные нагрузки их измерение и картографирование. Антропогенные изменения природных систем. Природно-антропогенные системы и их классификации Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Составление и анализ карты антропогенной нагрузки Практические 4 4 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Последствия антропогенных изменений природных систем. Истощение природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека. Нарушение структуры и деградация ландшафтов Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Последствия антропогенных изменений природных систем Практические 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Проблема отходов Практические 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Экологическое состояние гео- и экосистем и его оценка. Понятие об экологическом состоянии гео- и экосистем. Оценка экологического состояния гео- и экосистем. Показатели оценки состояния гео- и экосистем и их компонентов. Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка. Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы Лекции 4 3 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Анализ экологической опасности промышленных центров Практические 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Эколого-географические основы природопользования Сам. работа 4 20 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Рациональное использование природных ресурсов
2.1. Использование природных ресурсов и концепция ресурсных циклов. Природно-ресурсный потенциал. Эколого-географические и социально-экономические требования к рациональному природопользованию. Размещение производства Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Принципы и методы рационального использования и воспроизводства возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Инвентаризация и создание кадастров природных ресурсов, экологизация технологических процессов, смягчение негативных последствий хозяйственной деятельности человека Практические 4 1 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Принципы рационального использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и ландшафтов. Принципы рационального использования ландшафтов как целостных образований. Рациональное использование природно-антропогенных ландшафтов Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Рациональное использование минеральных ресурсов. Охрана и рациональное использование климатических ресурсов. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов Практические 4 1 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Системы природопользования, принципы и пути их рационализации. Системы природопользования и их классификация. Принципы рационализации систем природопользования. Пути рационализации систем природопользования Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Анализ систем природопользования субъекта РФ (по выбору) Практические 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Рациональное использование природных ресурсов Сам. работа 4 3 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Охрана природы и окружающей человека среды
3.1. Представления об охране природы. Объекты охраны. Принципы охраны природы. Нормативное обеспечение охраны природы и окружающей человека среды. Экономический механизм охраны природы и рационального ресурсопользования. Требования к охране окружающей среды в условиях интенсивно используемых территорий. Охрана измененных человеком ландшафтов. Охраняемые природные территории. Экологический каркас и экологическое планирование региона. Охрана растительного и животного мира. Сохранение биологического разнообразия. Лекции 4 3 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Система ООПТ России и Алтайского края. Особенности функционирования ООПТ в зарубежных странах Практические 4 1 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Охрана природы и окружающей человека среды. Сам. работа 4 20 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Управление природопользованием и состоянием геосистем
4.1. Понятие об управлении природопользованием и состоянием геосистем. Управление процессом ресурсопользования и состоянием окружающей среды. Экологическая политика и механизмы ее реализации. Организационная структура управления природопользованием. Управление природопользованием и состоянием окружающей среды на предприятии Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Общее представление об управлении состоянием геосистем. Опережающее управление состоянием геосистем. Проектирование природно-технических систем. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Прогнозирование изменений окружающей среды как центральное звено ОВОС. Оценка прогнозируемых изменений природной среды. Экологическая экспертиза проектов. Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Оперативное управление состоянием геосистем. Регулирование состояния природно-технических систем. Геоэкологический мониторинг как средство регулирования состояния геосистем. Особенности оперативного управления геосистемами разного функционального назначения. Управление промышленными геосистемами. Особенности управления транспортными геосистемами. Управление сельскохозяйственными геосистемами. Управление лесохозяйственными геосистемами. Регулирование геосистем природоохранного назначения Практические 4 1 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Управление природопользованием и состоянием геосистем Сам. работа 4 11 ОПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложениях
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/61CB9472-A473-4090-8390-504E4255CA01
Л1.2 Корытный Л.М., Потапова Е.В. Основы природопользования: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/osnovy-prirodopolzovaniya-414381
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванов А. Н., Чижова В. П. ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6EDE1A2C-4439-48C5-8457-EB0C00A7734F
Л2.2 Гурова Т. Ф., Назаренко Л. В. ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A0234EA2-742A-4E0F-A4FB-6C93E7EA4015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации»,«О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1376
Э2 Государственный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации https://rosreestr.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/
Э3 Курс в Moodle «Основы природопользования» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2623
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
2. Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. https://www.mnr.gov.ru – Минприроды России (Государственные доклады «О состоя-нии и об охране окружающей среды Российской Федерации», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации», Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации»).
5. https://rosreestr.ru – РОСРЕЕСТР (Государственный доклад о состоянии и использовании земель в российской федерации).
6. http://национальныйатлас.рф – Национальный Атлас России

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.