МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы управления отходами
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы управления отходами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является получение знаний, умений и навыков по организации системы управления отходами производства и потребления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-4: способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- определение понятий социальной и этической ответственности за принятые решения;
- источники научно-технической информации по методам обращения с отходами;
- технологии переработки и утилизации отходов производства и потребления;
- источники научно-технической информации в области управления отходами;
- методы организации управления отходами;
-нормы образования отходов;
- лицензирование сферы обращения с отходами.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать альтернативные варианты действий в нестандартных ситуациях, определять меру социальной и этической ответственности за принятые решения;
- работать с нормативными и правовыми документами в сфере обращения с отходами;
- работать в программе «Модуль природопользователя»;
- выявлять нарушения в сфере обращения с отходами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- целостной системой навыков действий в нестандартных ситуациях, прогнозировать результаты социальной и этической ответственности за принятые решения;
- навыками применения полученной информации при разработке схемы управления отходами;
- навыками подготовки отчетной документации в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- навыками разработки проектов нормативов образо-вания отходов и лимитов на их размещение;
- навыками прохождения процедуры лицензирования в сфере обращения с отходами;
- навыками проведения надзорных проверок деятель-ности по обращению отходами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Отходы производства и потребления: основные понятия, классификация
1.1. Общие сведения об отходах производства и потребления, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Общие сведения об отходах, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Практические 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Общие сведения об отходах, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Сам. работа 1 13 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
2.1. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления Лекции 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления Практические 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Лицензирование сферы обращения с отходами производства и потребления Практические 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Требования к объектам размещения отходов Практические 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности Практические 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение
3.1. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Практические 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Экономическое ренулирование в области обращения с отходами
4.1. Экономическое ренулирование в области обращения с отходами Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
5.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Государственный надзор в области обращения с отходами
6.1. Государственный надзор в области обращения с отходами Практические 1 2 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.2. Государственный надзор в области обращения с отходами Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Быков А.П. Инженерная экология: Часть 3. Основы экологии производства: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785778223608.html
Л1.2 Быков А.П. Инженерная экология: Часть 4. Основы экологии производства: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785778224766.html
Л1.3 И.С. Масленникова, Л.М. Кузнецов Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F3B0D3DB-9F04-4459-8C9C-5FA996787455
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Годин А.М. Экологический менеджмент: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 https://e.lanbook.com/book/93496
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Основы управления отходами» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2828
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.