Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра. А.В.
1.1. | ознакомить студентов с химической природой гормонов, их источниками в организме; сформировать представление об особенностях эндокринной регуляции функций человека; изучить современные методы оценки индокринной регуляции физиолгических функций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о методах изучения влияния гормонсодержащих структур на функции здоровья человека в период до XX века; о методах морфологических исследований железистой ткани; о методах флюоресцирующих антител с применением флюоресцентной микроскопии, радиографии в эндокринологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснить принципы методов флюоресцирующих антител с применением флюоресцентной микроскопии, радиографии; привести примеры использования методов экстирпации и трансплантации в эндокринологии; привести примеры использования методов введения экстрактов эндокринных желез и экспериментов с перекрестным кровообращением. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о способах оценки содержания гормонов в крови, моче, слюне; техникой изучения морфологии эндокринных желез с помощью светового микроскопа; знаниями о морфологических признаках тканей эндокринных желез в норме и патологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цели и задачи эндокринологии как науки. | ||||||
1.1. | Определение гормона. Краткая история изучения гормонов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
1.2. | Химическая природа гормонов. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | |
1.3. | Основные гормоны, их источники и действие.Методы исследования гормонов. Основные свойства гормонов. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 2. Основные свойства гормонов. | ||||||
2.1. | Химическая природа гормонов. Биосинтез, секреция, действие на рецепторы, инактивация и экскреция гормонов. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
2.2. | Гормоны и старение. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | |
2.3. | Связь между химической природой и активностью гормонов. Динамика гормонов в средах организма: биологические барьеры. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 3. Гормоны и старение. | ||||||
3.1. | Гормоны как регулируемые и регулирующие параметры. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
3.2. | Типы взаимодействий гормонов с рецепторами. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | |
3.3. | Сравнение нервной и эндокринной регуляции. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 4. Взаимоотношения между нервной и эндокринной системами. | ||||||
4.1. | Морфофункциональные основы взаимодействия нервной и эндокринной систем. Нейроэндокринная субстанция. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
4.2. | Гормоны и иммунитет. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | |
4.3. | Анатомическая характеристика- гипоталамо-гипофизарной системы. Регуляция секреции гипофизарных гормонов. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 5. Гомоны и адаптация | ||||||
5.1. | Гомоны нейрогопофиза, межуточной доли. | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
5.2. | Гормоны аденогипофиза, эпифиза. | Сам. работа | 8 | 7 | ПК-1 | Л2.1 |
5.3. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Абрамова Н.А., Александров А.А., Андреева Е.Н. / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко | Эндокринология: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Камкин А.Г., Киселева И.С. | Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учебное наглядное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2013 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru) 5. BioOne Complete (http://www.bioone.org) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология эндокринной системы». Дисциплина «Физиология эндокринной системы» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология эндокринной системы». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |