МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 53
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Охрана окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления о комплексе международных, государственных, региональных и локальных административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение существования природы и социума.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные основы охраны окружающей среды
фундаментальные понятия, проблемы и аспекты изучения охраны окружающей среды, ее взаимосвязь с экологией и другими науками
основные проблемы и пути их решения при охране атмосферного воздуха, воды, земель, недр, растительного и животного мира, аграрных и промышленных экосистем
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области охраны окружающей среды
выделять факторы воздействия предприятий промышленности на компоненты окружающей среды
организовывать формирование и реализацию экологических программ на уровне предприятия и территории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком проводить оценку качества компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв) на основе существующих норм их содержания
навыком разрабатывать программы экологизации производства и макеты экологического паспорта территории
навыком разрабатывать и формулировать практические рекомендации по использованию природно-ресурсного потенциала территорий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду
2.1. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.2. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, тестированию, оформление отчета Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление презентаций, доклада Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Охрана природных ресурсов
3.1. Охрана атмосферного воздуха Лекции 3 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.2. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета по РГР Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.3. Охрана водных ресурсов Лекции 3 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.4. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к тестированию Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.5. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по её охране. Практические 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.6. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.7. Работа с лекцией и учебной литературой, оформление отчета по РГР, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Охрана антропогенных ландшафтов и особо охраняемые природные территории
4.1. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к тестированию Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.2. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к собеседованию Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Пути решения проблем охраны окружающей среды
5.1. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.2. Анализ законов и других нормативных актов РФ в области охраны окружающей среды. Практические 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление проекта Сам. работа 3 9 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.4. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.5. Экзамен 3 9 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Охрана окружающей среды как комплексная научная дисциплина: ее структура и связь с естественнонаучными дисциплинами.
2. Приведите и кратко охарактеризуйте современные экологические проблемы природопользования.
3. Кратко охарактеризуйте механизмы «жесткого управления» и мягкого регулирования в сфере охраны окружающей среды. Приведите примеры.
4. Приведите примеры административных, экономических и информационных методов охраны окружающей среды.
5. Управление охраной окружающей среды и экологический менеджмент.
6. Кратко охарактеризуйте систему экологического нормирования в России.
7. Современные тенденции в сфере экологического нормирования и технического регулирования охраны окружающей среды.
8. Как организована система экологической сертификации в России?
9. Дайте краткую характеристику системы экологического лицензирования в России.
10. Представление о наилучших доступных технологиях. Примеры технологий.
11. Теоретические основы экономических методов регулирования охраны окружающей среды.
12. Система природоохранных платежей в России.
13. Платежи за негативное воздействие: принципы расчета, основные тенденции в реформировании системы платежей.
14. Экологическое страхование: экономическая сущность, современное состояние в России и перспективы развития.
15. Основные проблемы формирования качества атмосферного воздуха.
16. Важнейшие антропогенные источники загрязнения атмосферы.
17. Правовое регулирование качества атмосферного воздуха в России.
18. Экономическое стимулирование охраны атмосферы.
19. Инженерно-технические методы снижения загрязнений атмосферы.
20. Важнейшие естественные и антропогенные источники загрязнения поверхностных вод суши.
21. Правовое регулирование охраны и использования поверхностных вод суши.
22. Экономическое регулирование качества поверхностных вод и использования ресурсов гидросферы.
23. Инженерно-технические методы снижения загрязнений гидросферы.
24. Особенности нормирования качества подземных вод.
25. Важнейшие естественные и антропогенные источники загрязнения подземной гидросферы.
26. Важнейшие естественные и антропогенные источники загрязнения вод Мирового океана.
27. Аварийные загрязнения морей: особенности количественной и стоимостной оценки ущербов, страхования и компенсаций.
28. Категорирование земельного фонда в России.
29. Методы качественной, количественной и стоимостной оценки земельных ресурсов.
30. Основные источники воздействий на земельные ресурсы и последствия нерационального использования земель.
31. Приведите краткую характеристику рекультивационных и ремедиационных технологии: основные принципы, возможности, ограничения, эффективность.
32. Современные проблемы сохранения ресурсов биоразнообразия.
33. Правовые основы использования биоресурсов в России.
34. Лицензирование и выделение квот на изъятие биоресурсов.
35. Экономическое стимулирование охраны ресурсов биоты.
36. Единая государственная система экологического мониторинга.
37. Кадастры природных ресурсов.
38. Организация первичного учета и государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды на предприятиях.
39. Геоинформационные системы экологической направленности.
40. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.
41. Унификация природоохранного законодательства и системы экологических стандартов на межгосударственном уровне.
42. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности.
43. Экологические требования при создании инвестиционно-строительных проектов.
44. Современные системы управления охраной окружающей среды. Стандартизация в сфере экологического менеджмента.
45. Система охраняемых природных территорий в России и за рубежом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История развития системы охраны окружающей среды в России.
2. Организация охраны окружающей среды в регионах России (по выбору студента).
3. Организация охраны окружающей среды на предприятиях отраслей народного хозяйства (по выбору студента).
4. Охрана природы и заповедное дело в России.
5. Система охраняемых природных территорий в России.
6. Основные проблемы землепользования в России и пути их решения.
7. Проблемы недропользования и охраны геологической среды.
8. Экономическое регулирование водопользования на предприятии.
9. Структура водопользования современных предприятий.
10. Оценка качества атмосферного воздуха: критерии и показатели.
11. Государственное регулирование использования биоресурсов.
12. Геоинформационные системы в охране окружающей среды.
13. «Зеленая отчетность» предприятий: российский и зарубежный опыт.
14. Перспективы развития системы экологического страхования в России.
15. Управление охраной окружающей среды на основе наилучших доступных технологий.
16. Проблемы ресурсосбережения в охране окружающей среды.
17. Зарубежный опыт использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
18. Энергоэффективность как компонент охраны окружающей среды.
19. Аварийное загрязнение морей.
20. Международное сотрудничество в области охраны вод Мирового океана.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Охрана окружающей среды: понятие и определения
2. Аспекты охраны окружающей среды в зависимости от характера взаимодействия человека и окружающей среды.
3. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой
4. Экологические кризисы прошлого и настоящего
5. Основные отличительные особенности современного этапа развития человечества
6. Источники загрязнения атмосферы
7. Группы загрязняющих веществ и их влияние на воздушную среду
8. Последствия загрязнения атмосферы
9. Основные виды и источники загрязнения гидросферы
10. Факторы загрязнения гидросферы
11. Основные виды антропогенного воздействия на почвы
12. Основные загрязнители почвы
13. Антропогенное воздействие на геологическую среду
14. Антропогенное преобразование ландшафтов
15. Основные источники антропогенного воздействия на литосферу
16. Последствия антропогенного воздействия на литосферу
17. Основные причины деградации лесных экосистем
18. Последствия сокращения лесов
19. Современное состояние водных биоресурсов
20. Негативное воздействие на окружающую среду ракетно-космической и военной отраслей
21. Здоровье человека и окружающая среда
22. Биогеохимическое районирование территории России
23. Факторы, влияющие на состояние здоровья населения
24. Заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды
25. Основные понятия и определения в области нормирования
26. Нормативы качества окружающей среды
27. Нормирование качества атмосферного воздуха
28. Нормирование качества воды, почвы, пищевых продуктов
29. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
30. Нормирование в области радиационного загрязнения
31. Методы предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух
32. Методы предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водную среду
33. Критерии рационального землепользования
34. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений
35. Охрана и рациональное использование недр
36. Природоохранное законодательство России
37. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
38. Международно-правовое регулирование в области ООС
39. История международного сотрудничества в области экологического права
40. Международные организации в области ООС
41. Состояние окружающей среды в Алтайском крае
42. Закон «Об охране окружающей среды»
43. Закон «Об охране атмосферного воздуха»
44. Закон «О недрах»
45. Закон «Водный кодекс»
46. Закон «Лесной кодекс»
47. Закон «Земельный кодекс»
48. Патогенное действие меди на организм человека
49. Патогенное действие свинца на организм человека
50. Патогенное действие ртути на организм человека
51. Патогенное действие кадмия на организм человека
52. Патогенное действие цинка на организм человека
53. Патогенное действие марганца на организм человека
54. Патогенное действие пестицидов на организм человека

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романова, Э. П. Глобальные геоэкологические проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Тотай А.В. Экология: учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Лысенко, Б.В. Кабельчук, С.А. Емельянов и др. Охрана окружающей среды: учебное пособие для проведения практических занятий Ставрополь : Агрус, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Почекаева, Е.И. Окружающая среда и человек: учебное пособие «Феникс», 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. Промышленная экология : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
Э2 1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
Э3 2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
Э4 3. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
Э5 4. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
Э6 5. www.consultant.ru - интернет-версия информационно-справочной системы «Консультант-плюс»;
Э7 6. www.mnr.gov.ru - сайт Министерства природных ресурсов РФ;
Э8 7. control.mnr.gov.ru - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
Э9 8. http://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/depeco/ Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
Э10 9. http://ecobez.narod.ru/ecosafety.html - информационные материалы по управлению экологической безопасностью;
Э11 10. www.dist-cons.ru/modules/Ecology - информационные материалы по экологическому сопровождению хозяйственной деятельности;
Э12 11. www.ecoindustry.ru- сайт журнала «Экология производства»;
Э13 12. www.hse-rudn.ru – информационные материалы по управлению охраной труда, промышленной и экологической безопасностью;
Э14 13. www.unep.org – сайт программы организации объединенных наций по окружающей среде;
Э15 14. www.wwf.ru – сайт Всемирного фонда дикой природы.
Э16 15. www.ecolex.org – Environmental Law Information: доступ к информации по законодательству в сфере охраны окружающей среды, базы данных по международным конвенциям и многосторонним договорам (более 480) и др;
Э17 16. http://biodiversity.ru – Центр охраны дикой природы (ЦОДП): программы по охране природы (марш парков, лесная программа и др.), электронные и печатные публикации, журналы, ссылки на всемирные и европейские организации, издания в электронном варианте (об ООПТ, редких видах и т.д.).
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
3. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
4. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
5. www.consultant.ru - интернет-версия информационно-справочной системы «Консультант-плюс»;
6. www.mnr.gov.ru - сайт Министерства природных ресурсов РФ;
7. control.mnr.gov.ru - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
8. http://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/depeco/ Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
9. http://ecobez.narod.ru/ecosafety.html - информационные материалы по управлению экологической безопасностью;
10. www.dist-cons.ru/modules/Ecology - информационные материалы по экологическому сопровождению хозяйственной деятельности;
11. www.ecoindustry.ru- сайт журнала «Экология производства»;
12. www.hse-rudn.ru – информационные материалы по управлению охраной труда, промышленной и экологической безопасностью;
13. www.unep.org – сайт программы организации объединенных наций по окружающей среде;
14. www.wwf.ru – сайт Всемирного фонда дикой природы.
15. www.ecolex.org – Environmental Law Information: доступ к информации по законодательству в сфере охраны окружающей среды, базы данных по международным конвенциям и многосторонним договорам (более 480) и др;
16. http://biodiversity.ru – Центр охраны дикой природы (ЦОДП): программы по охране природы (марш парков, лесная программа и др.), электронные и печатные публикации, журналы, ссылки на всемирные и европейские организации, издания в электронном варианте (об ООПТ, редких видах и т.д.).
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.