Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 32 | 28 | 32 |
Сам. работа | 39 | 35 | 39 | 35 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | формирование у студентов основы знаний по оценке воздействия и экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством; дать представление о процедуре и различных типах экологических экспертиз. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-6 | владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - методологические основы воздействия на окружаю-щую среду. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований; – проводить комплексные географические исследования отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем, разрабатывать рекомендации по их разрешению; - оценивать состояние, устойчивость и прогнозировать развития природных комплексов; - решать эколого-географические задачи, связанные с устойчивым развитием. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками применения методов эколого-географического исследования территории; - методом анализа частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, управления природопользованием. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Исторические и метологические аспекты становления ОВОС. | Лекции | 6 | 6 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Семинарское занятие № 3, № 4 из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 | Практические | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Подготовка к семинарскому занятию № 3, № 4 из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 | Сам. работа | 6 | 18 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основной | ||||||
2.1. | Структура ОВОС | Лекции | 6 | 8 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду | Практические | 6 | 6 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду | Практические | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Проведение общественных слушаний решений по объекту | Практические | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Оформление результатов ОВОС | Практические | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Согласование с территориальным органом МПР Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту | Практические | 6 | 4 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Подготовка проекта с углубленным ознакомлением содержания структуры ОВОС | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Заключение | ||||||
3.1. | Проекты ОВОС | Практические | 6 | 6 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Подготовка рабочего проекта к защите | Сам. работа | 6 | 9 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания в том числе из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 1.Характерные ошибки и недостатки проектов, поступающих в настоящее время на государственную экологическую экспертизу. 2.Понятие риска. Возникновение представлений о риске. Виды риска. 3. Экологический риск. Концепция «приемлемого риска». 4. Определение, цель и задачи оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду (ОВОС). 5.Стадии и этапы проведения ОВОС. 6. Состав материалов ОВОС. Подготовка заключения ОВОС. Оценка полноты и качества ОВОС. 7.Экспертная оценка состояния атмосферного воздуха с использованием фактических концентраций загрязняющих веществ и их сравнения с ПДК (максимальной разовой, среднесуточной и среднегодовой). 8.Экспертная оценка количества поверхностных критерии оценки состояния поверхностных вод. 9.План оценки антропогенного воздействия на поверхностные воды, рекомендуемый регламентом проведения государственной экологической экспертизы. 10. Экспертная оценка механического воздействия на педосферу (ресурсные критерии). Экспертная оценка химического загрязнения педосферы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы эссе в том числе из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 1. История возникновения и развития экологической экспертизы. 2. Общие принципы осуществления ЭЭ проектов. 3. Виды экологической экспертизы и продолжительность ее проведения. 4. Подготовительный этап государственной экологической экспертизы. 5. Основной этап государственной экологической экспертизы. 6. Заключительный этап государственной экологической экспертизы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кукин П.П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М. | Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности.: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О. Н. Барышникова, Г. И. Ненашева, Т. В. Антюфеева | Оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Оценка воздействия на окружающую среду» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/ Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1 |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE. Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |