МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Палеоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Барышников Г.Я.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Палеоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса изучение происхождения человека как вида и установление условий адаптации его к природным условиям прошлых эпох. В данном курсе рассматривается исторические этапы становления человека как вида. Дается обзор его распространения по континентам и освоение им высотно-экологических ниш.
Курс ориентирован на формирование у студентов широкого комплексного объективного и творческого подхода к обсуждению наиболее и сложных проблем палеоэкологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые понятия фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в области экологии и природопользования;
- особенности этапов эволюции биосферы от её возникновения до нашего времени;
- основные понятия в области палеоэкологии;
- природные (минеральные, водные, земельные), трудовые и материально-технические ресурсы;
- классификации природных ресурсов;
- методы оценки природно-ресурсного потенциала;
- этапы преобразования биосферы и изменение ее компонентов и элементов в геологическом прошлом;
- знать необходимость межсекторального и междисциплинарного подхода в изучении и решении проблем палеоэкологии;
- основные биологические закономерности эволюции органического мира прошлого;
- особенности регионального природопользования; особенности формирования и размещения природных ресурсов;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы химического анализа, отбора проб;
- применять знания о современных динамических процессах в природе;
- применять знания об экологии и эволюции биосферы в палеоэкологии; применять знания в области геологии для решения научно-исследовательских задач;
- определять по морфологическим признакам важнейших представителей ископаемой флоры и фауны;
- выбирать классификации природных ресурсов и применять методы оценки природно-ресурсного потенциала;
- использовать межсекторальный и междисциплинарный подход в изучении и решении проблем регионального природопользования;
- составлять картографические изображения;
- применять знания геологии в области палеоэкологии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия прошлых эпох;
- определения природно-ресурсной базы территории по разным источникам информации;
- навыками использования основных методических подходов к обсуждению проблем регионального природопользования;
- картографическим методом; методом экологического картографирования;
- методами сбора и анализа палеоэкологической информации, в т.ч. навыками отбора и анализа геологических проб;
- владеть навыками и методами палеоэкологических исследований на биосферном уровне, т.е. выявлять взаимосвязи и взаимозависимости эволюционных преобразований компонентов и элементов географической оболочки и биосферы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы исследования в палеоэкологии.
1.1. Геологические методы исследования мест обитания древних людей. Геоморфологические методы исследования переходных зон горных сооружений. Радиоуглеродное датирование органики из мест обитания древнего человека. Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
1.2. Значение и место палеоэкологии в современной экологии. Основные этапы развития палеоэкологии. Палеонтологические и непалеонтологические методы восстановления палеоэкологических событий. Практические 6 2 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
1.3. Геологические методы исследования мест обитания древних людей. Геоморфологические методы исследования переходных зон горных сооружений. Радиоуглеродное датирование органики из мест обитания древнего человека. Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Происхождение человека как вида.
2.1. «Человекообезьяны» и ранние люди. Гоминоиды, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, протонеандерталец, неандертальцы, кроманьонцы. Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. «Человекообезьяны» и ранние люди. Гоминоиды, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, протонеандерталец, неандертальцы, кроманьонцы. Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Происхождение современного человека.
3.1. Этапы развития современного человека. Виды питания и его влияние на телосложение человека. Роль численности население. Будущее человечества. Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
3.2. Становление и развитие человека Практические 6 2 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
3.3. Этапы развития современного человека. Виды питания и его влияние на телосложение человека. Роль численности население. Будущее человечества. Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Роль геохимических факторов в географической изменчивости признаков у человека.
4.1. Роль геохимических факторов в географической изменчивости признаков у человека. Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Роль геохимических факторов в географической изменчивости признаков у человека. Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Гипотезы расообразования.
5.1. Гипотезы расообразования. Полицентрическая, дицентрическая, моноцентрическая. Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
5.2. Гипотезы расообразования. Полицентрическая, дицентрическая, моноцентрическая. Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Миграции человека разумного.
6.1. Южный (аустрический) путь - ранние австралийцы, заселение Америки. Северный (бореальный) путь. Африканский путь. Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л2.1, Л1.1
6.2. Влияние природной среды на развитие цивилизаций Практические 6 2 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л2.1, Л1.1
6.3. Южный (аустрический) путь - ранние австралийцы, заселение Америки. Северный (бореальный) путь. Африканский путь. Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Расовая эволюция человека.
7.1. Изначальный расовый тип человека разумного. Причины расообразования. Происхождение европеоидов. Происхождение монголоидов. Американоиды. Расовая эволюция народов Африки. Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
7.2. Происхождение и распространение человеческих рас. Практические 6 4 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
7.3. Изначальный расовый тип человека разумного. Причины расообразования. Происхождение европеоидов. Происхождение монголоидов. Американоиды. Расовая эволюция народов Африки. Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Природные условия формирования археологических памятников Алтая.
8.1. Памятники открытого типа - Ануй-1, Дмитриевка, Тыткескень, Улалинка, Усть-Каракол. Пещерные памятники - Сибирячихинская, Волчья, Денисова, Искринская, Каминная, Малояломанская, Разбойничья, Нижнетыткескенская. Общие закономерности пространственного размещения археологических памятников Алтая. Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1, Л2.2
8.2. Археологичесике памятники Алтая Практические 6 6 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1, Л2.2
8.3. Памятники открытого типа - Ануй-1, Дмитриевка, Тыткескень, Улалинка, Усть-Каракол. Пещерные памятники - Сибирячихинская, Волчья, Денисова, Искринская, Каминная, Малояломанская, Разбойничья, Нижнетыткескенская. Общие закономерности пространственного размещения археологических памятников Алтая. Сам. работа 6 6 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1, Л2.2
8.4. Подготовка к зачету Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-16 Л2.3, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Значение и место палеоэкологии в современной экологии.
2. Объект, предмет и задачи палеоэкологии.
3. Методы исследования в палеоэкологии.
4. Основные методы палеоэкологических реконструкций: прямые, косвенные, экспериментальные, математические.
5. Биологические методы датирования: лихенометрия, дендрохронология.
6. Международная стратиграфическая (геохронологическая) шкала, принципы ее построения.
7. Ледовые керны и их получение
8. Основные биондикаторы при проведении палеоэкологических исследований.
9. Происхождение человека как вида.
10. Место неондертальцев в схеме эволюции гоминид
11. Происхождение современного человека.
12. Роль геохимических факторов в географической изменчивости признаков у человека.
13. Гипотезы расообразования.
14. Миграции человека разумного.
15. Причины миграции людей в период камня и бронзы
16. Расовая эволюция человека.
17. Археологичесике памятники Алтая.
18. Назовите методы восстановления древних климатов
19. Особенности мезозоя
20. Особенности палеозоя
21. С чем связано великое пермское вымирание?
22. Что такое «голоцен»?
23. Когда был и как проявлялся малый ледниковый период?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Природные условия формирования археологического памятника Денисова пещера.
2. Природные условия формирования археологического памятника Малояломанская пещера.
3. Природные условия формирования археологического памятника Улалинская палеолитическая стоянка.
4. Природные условия формирования археологического памятника Нижнетыткескенская пещера.
5. Природные условия формирования археологического памятника Иульчакская пещера.
6. Закономерности пространственного размещения археологических памятников на Азиатском континенте.
7. Закономерности пространственного размещения археологических памятников в Горном Алтае.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Палеоэкология" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богданов И. И. Палеоэкология: учебное пособие «Флинта», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышников Г.Я. Рельеф переходных зон горных сооружений: Изд-воАГУ, 1998 elibrary.asu.ru
Л2.2 Деревянко А.П. Глобальные и региональные изменения климата и природной среды позднего кайнозоя в Сибири : монография Сибирское отделение Российской академии наук, 2008. biblioclub.ru
Л2.3 Отто О.В., Барышников Г.Я. Природно-ресурсный потенциал переходных зон горных сооружений (на примере Алтайского края). : монография Изд-во АлтГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Палеоэкология files.lib.sfu-kras.ru
Э2 Курс в Moodle «Палеоэкология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.