МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Почвоведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 18 10 18
Лабораторные 18 32 18 32
Сам. работа 44 22 44 22
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Кононцева Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Почвоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учебная дисциплина «Почвоведение» имеет целью формирование современных знаний о почве, ее строении, составе и свойствах, процессах образования, развития и функционирования, закономерностях географического распространения, взаимосвязях с внешней средой, путях и методах рационального использования.
Задачами дисциплины являются изучение:
- факторов и основных процессов почвообразования;
- условий почвообразования, строения, состава и свойств почв;
- освоить навыки исследования и диагностики почв;
- закономерностей в географическом распространении основных типов почв;
- основных приемов регулирования почвенного плодородия;
- проблем охраны почв и рационального их использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные элементарные почвообразовательные процессы;
- морфологические признаки почв;
- гранулометрический и минералогический состав почв;
- органическую часть почв;
- химический состав, физические, водно-физические и физико-химические свойства почв;
- генезис, состав, свойства и режимы почв;
- методы изучения почвенного покрова;
- закономерности пространственного распространения почв и принци-пы их классификации;
- масштабы специальных (почвенных) карт;
- проблемы охраны почв.
3.2.Уметь:
3.2.1.-оценивать генетические особенности почв, особенности их строения, состава и свойств;
- оценивать природное и эффективное плодородие почв;
- анализировать почвенные карты и картограммы;
- использование материалов почвенных исследований для земле-устройства, разработки рекомендаций по рациональному использова-нию земельных ресурсов, охраны и воспроизводства плодородия почв.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть методикой морфологического описания почвенного профиля;
- навыками комплексного подхода к изучению географии почв, свойств и составов почв окружающей природной и хозяйственной среды;
- мировоззрением, необходимым анализировать и соотносить взаимо-связи почвенных и компонентных карт;
- навыками работы с почвенными картами и картограммами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в курс Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Почвообразование
2.1. Общая схема почвообразовательного процесса Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Факторы почвообразования Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Факторы почвообразования Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Факторы почвообразования Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Свойства почв
3.1. Морфологические признаки почв Лабораторные 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Минералогический, гранулометрический и химический состав почв. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Минералогический, гранулометрический и химический состав почв. Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Минералогический, гранулометрический и химический состав почв. Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Органическое вещество почвы Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Поглотительная способность почв Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Поглотительная способность почв Лабораторные 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Поглотительная способность почв Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Физические свойства почв. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Физические свойства почв. Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Физические свойства почв. Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.12. Водные свойства и водный режим почв. Воздушные и тепловые свойства почв Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.13. Водные свойства и водный режим почв. Воздушные и тепловые свойства почв Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.14. Водные свойства и водный режим почв. Воздушные и тепловые свойства почв Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Классификация почв
4.1. Принципы классификации почв. Законы географического распространения почв Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Принципы классификации почв. Законы географического распространения почв Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. География почв
5.1. Почвы арктической, субарктической и таежно-лесной зон. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Почвы арктической, субарктической и таежно-лесной зон. Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Почвы арктической, субарктической и таежно-лесной зон. Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Почвы лесостепной и степной зон Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.5. Почвы лесостепной и степной зон Лабораторные 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.6. Почвы лесостепной и степной зон Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.7. Почвы полупустынь, пустынь и влажных субтропиков Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.8. Почвы полупустынь, пустынь и влажных субтропиков Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.9. Почвы полупустынь, пустынь и влажных субтропиков Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.10. Интразональные почвы. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.11. Интразональные почвы. Лабораторные 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.12. Интразональные почвы. Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Охрана почв
6.1. Понятие о почвенном плодородии. Деградация почв. Проблема охраны почв. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Понятие о почвенном плодородии. Деградация почв. Проблема охраны почв. Лабораторные 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Понятие о почвенном плодородии. Деградация почв. Проблема охраны почв. Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
РАЗДЕЛ 1. Ведение.

Тема 1: «Введение».
1) Объект и предмет исследования дисциплины "почвоведение".
2) Структура современного почвоведения и его научные связи.
3) Методы почвенных исследований.
4) Место и функции почвы в биосфере и биогеоценозе.
5) История становления почвоведения как науки.

Раздел 2. Почвообразование
Лабораторная работа №1 Тема: «Общая схема почвообразовательного процесса»

1. Понятие о минералах и горных породах .
2. Процессы образования минералов и горных пород.
3. Первичные и вторичные минералы. Глинистые минералы.
4. Классификация, распространение и характеристики почвообразующих пород.
5. Выветривание и почвообразование.
6. Малый биологический круговорот.
7. Большой геологический круговорот.
8. Общие и элементарные процессы при почвообразовании.
9. Типы элементарных почвенных процессов.
10. Первая стадия почвообразования.
11. Вторая стадия почвообразования .
12. Третья стадия почвообразования.

Лабораторная работа №2 Тема: «Факторы почвообразования»

1. Почвенные процессы (микро; мезо; макропроцессы), их характеристика.
2. Климат как фактор почвообразования.
3. Рельеф как фактор почвообразования.
4. Почвообразующие породы.
5. Роль растений в почвообразовании.
6. Роль почвенных животных в почвообразовании .
7. Основные функции микроорганизмов при почвообразовании .
8. Время как фактор почвообразования.
9. Роль антропогенного фактора в почвообразовании.

Раздел 3. Свойства почв
Лабораторная работа №3. Тема: «Морфологические признаки почв»
1. Строение почвенного профиля.
2. Мощность почвы.
3. Окраска почв.
4. Влажность почв.
5. Почвенная структура.
6. Гранулометрический состав как морфологический признак.
7. Сложение.
8. Новообразования и включения.

Лабораторная работа №4. Тема: «Минералогический, гранулометрический и химиче-ский состав почв»

1. Минералогический состав почвообразующих пород и почв.
2. Понятие об элементарных почвенных частицах и фракциях.
3. Классификация механических элементов, их свойства.
4. Классификация почв и почвообразующих пород по гранулометрическому составу.
5. Значение гранулометрического состава.

Лабораторная работа №5. Тема: «Органическое вещество почвы»
1. Потенциальными источниками органического вещества почвы.
2. Гумусообразование (гумификация).
3. Органические профили почв: аккумулятивно-детритовый, аккумулятивно-детрито-гумусовый, аккумулятивно-изогумусовый, элювиально-иллювиалъно-гумусовый, элювиально-гумусовый, минерализационно-изогумусовый, безгумусовый.
Лабораторная работа №6. Тема: «Поглотительная способность почв»
1. Поглотительная способность почвы.
2. Виды поглотительной способности.
3. Кислотность почв (актуальная, потенциальная: обменная и гидролитическая кис-лотность).
4. Емкость катионного обмена (поглощения), сумма обменных оснований, степень насыщенности почв основаниями.
5. Щелочность почв (актуальная и потенциальная). Степень солонцеватости.
6. Буферность почв.
Коллоквиум 1.
Почвообразование, свойства почв. Поглотительная способность почв
1. Объект и предмет исследования географии почв с основами почвоведения (теку-щий контроль).
2. Структура современного почвоведения и его научные связи (текущий контроль).
3. Методы почвенных исследований (текущий контроль).
4. Место и функции почвы в биосфере и биогеоценозе (текущий контроль).
5. Понятие о минералах и горных породах (текущий контроль) .
6. Процессы образования минералов и горных пород (текущий контроль).
7. Первичные и вторичные минералы. Глинистые минералы (текущий контроль).
8. Классификация, распространение и характеристики почвообразующих пород (те-кущий контроль) .
9. Почвенные процессы (микро; мезо; макропроцессы), их характеристика (текущий контроль).
10. Выветривание и почвообразование.
11. Малый биологический круговорот.
12. Большой геологический круговорот.
13. Общие и элементарные процессы при почвообразовании.
14. Типы элементарных почвенных процессов.
15. Первая стадия почвообразования.
16. Вторая стадия почвообразования .
17. Третья стадия почвообразования
18. Климат как фактор почвообразования.
19. Рельеф как фактор почвообразования .
20. Почвообразующие породы.
21. Роль растений в почвообразовании.
22. Роль почвенных животных в почвообразовании .
23. Основные функции микроорганизмов при почвообразовании.
24. Время как фактор почвообразования.
25. Роль антропогенного фактора в почвообразовании
26. Понятие об элементарных почвенных частицах и фракциях .
27. Органическое вещество почвы. Процессы минерализации и гумификации.
28. Потенциальными источниками органического вещества почвы.
29. Гумусообразование (гумификация).
30. Органические профили почв
31. Гранулометрический (механический) и минералогический состав почв
32. Принципы классификации почв по гранулометрическому составу) .
33. Почвенные коллоиды, их состояния, свойства, заряд, коагуляция и пептизация .
34. Почвенный поглощающий комплекс. Виды поглотительной способности почв.
35. Ёмкость катионного обмена. Степень насыщенности почв основаниями. Степень солонцеватости.

Лабораторная работа №7. Тема: «Общие физические свойства почв»
7. Плотность твердой фазы почв.
8. Объемная масса (плотность)почвы).
9. Порозность (скважность) почвы.
Лабораторная работа №8. Тема: «Водно-физические свойства и водный режим почв. Воздушные и тепловые свойства почв».
1. Влажность почвы.
2. Водопроницаемость.
3. Влагоемкость (максимальная адсорбционная влагоемкость, максимальная гигроско-пичность, влажность устойчивого завядания.
4. Водоудерживающая способность.
5. Водоподъемная способность.
6. Водный режим почв Типы водного режима (мерзлотный, водонасыщающий (водоза-стойный) промывной, переодически промывной, аридный (сухой), выпотной, десук-тивно-выпотной, ирригационный). Водный баланс.
7. Воздушные свойства почв воздухоемкость и воздухопроницаемость.
8. Тепловые свойства почв теплопоглотительная способность, теплоемкость и тепло-проводность.
9. Типы теплового режима почв.

Коллоквиум 2.
Физические, водно-физические свойства, водный режим почв. Воздушные и теп-ловые свойства почв
1. Плотность твердой фазы почв.
2. Объемная масса (плотность)почвы).
3. Порозность (скважность) почвы.
4. Влажность почвы.
5. Водопроницаемость.
6. Влагоемкость (максимальная адсорбционная влагоемкость, максимальная гигроско-пичность, влажность устойчивого завядания.
7. Водоудерживающая способность.
8. Водоподъемная способность.
9. Водный режим почв
10. Типы водного режима (мерзлотный, водонасыщающий (водозастойный) промывной, переодически промывной, аридный (сухой), выпотной, десуктивно-выпотной, ирри-гационный).
11. Водный баланс.
12. Воздушные свойства почв воздухоемкость и воздухопроницаемость.
13. Тепловые свойства почв: теплопоглотительная способность, теплоемкость и тепло-проводность.
14. Типы теплового режима почв.


Раздел 4. Классификация почв
Лабораторная работа №9. Тема: «Принципы классификации почв. Законы гео-графического распространения почв»

1. Принципы классификации почв.
2. Законы географического распространения почв.
3. Номенклатура, таксономия и диагностика почв.

Раздел 5. География почв
Лабораторная работа №10. Тема: «Почвы арктической, субарктической и таеж-но-лесной зон»
1. Природные условия почвообразования почв арктической, субарктической и таежно-лесной зон.
2. Генезис арктических, тундровых и подзолистых почв.
3. Строение профиля и классификация: арктических, тундровых и подзолистых почв.
4. Состав и свойства почв: арктических, тундровых и подзолистых почв.
5. Тепловой, водный и питательный режимы почв: арктических, тундровых и подзоли-стых почв.
6. Структура почвенного покрова.
Лабораторная работа №11. Тема: «Почвы лесной, лесостепной и степной зон»
1. Природные условия почвообразования почв: серых лесных, черноземов, каштановых почв.
2. Генезис: серых лесных, черноземов, каштановых почв
3. Строение профиля и классификация
4. Состав и свойства почв:
5. Тепловой, водный и питательный режимы почв:
6. Структура почвенного покрова зоны лесостепи и степи.
Лабораторная работа №12. Тема: «Почвы полупустынь, пустынь и влажных субтропи-ков»
1. Природные условия почвообразования почв: бурых полупустынных, серо-бурых пу-стынные и песчаных пустынных, такыров; красноземов, желтоземов.
2. Генезис почв: бурых полупустынных, серо-бурых пустынные и песчаных пустын-ных, такыров.
3. Строение профиля и классификация почв: бурых полупустынных, серо-бурых пу-стынные и песчаных пустынных, такыров; красноземов, желтоземов.
4. Состав и свойства почв: бурых полупустынных, серо-бурых пустынные и песчаных пустынных такыров, ; красноземов, желтоземов .
5. Тепловой, водный и питательный режимы почв: бурых полупустынных, серо-бурых пустынные и песчаных пустынных, такыров; красноземов, желтоземов.
6. Структура почвенного покрова зон.
Лабораторная работа №13. Тема: «Интразональные почвы»
1. Условия почвообразования почв интразональных почв: болотных почв; солонцов, со-лончаков, солодей; аллювиальных почв.
2. Генезис почв: болотных почв; солонцов, солончаков, солодей; аллювиальных почв.
3. Строение профиля и классификация почв: болотных почв; солонцов, солончаков, со-лодей; аллювиальных почв.
4. Состав и свойства почв: болотных почв; солонцов, солончаков, солодей; аллювиаль-ных почв :
5. Тепловой, водный и питательный режимы почв.
6. Структура почвенного покрова зоны.

Раздел 6. Охрана почв
Лабораторная работа №14. Тема: «Понятие о почвенном плодородии. Деградация почв. Проблема охраны почв»
1. Почвенное плодородие. Виды почвенного плодородия.
2. Деградация почв.
3. Воспроизводство почвенного плодородия.
4. Проблемы охраны почв.
Коллоквиум 3
Классификация почв
1. Принципы построения современной классификации почв (текущий контроль).
2. Основные таксономические единицы классификации почв (текущий контроль).
3. Раскрыть понятия тип, подтип почв. Особенности их выделения (текущий кон-троль).
4. Раскрыть понятия род, вид, подвид почв, особенности их выделения (текущий кон-троль).
5. Раскрыть понятия разновидность, разряд, подразряд почв, особенности их выделе-ния (текущий контроль) .
6. Диагностика почв. Принципы диагностики почв (текущий контроль).
7. Закон горизонтальной (широтной) почвенной зональности, его сущность (текущий контроль).
8. Широтные почвенно-климатические пояса и почвенно-биоклиматические области, особенности их выделения (текущий контроль) .
9. Почвенные зоны и подзоны, особенности их выделения (текущий контроль).
10. Почвенные фации, провинции, округа, районы, особенности их выделения (теку-щий контроль) .
11. Закон вертикальной почвенной зональности, его сущность (текущий контроль).
12. Закон фациальности почв, его сущность (текущий контроль).
13. Закон аналогичных топографических рядов, его сущность (текущий контроль).
14. Структура почвенного покрова, понятие и параметры (текущий контроль).
15. Раскрыть понятие элементарный почвенный ареал (ЭПА). Характеристика ЭПА по размерам, формам (текущий контроль).
16. Почвенные комбинации (комплексы, пятнистости, сочетания, вариации, ташеты), их характеристика (текущий контроль).
17. Основные принципы почвенно-географического районирования. Система таксо-номических единиц почвенно-географического районирования (текущий кон-троль).
18. Условия почвообразования арктической зоны, их характеристика (текущий кон-троль) .
19. Почвы арктической зоны, особенности их формирования (текущий контроль).
20. Условия почвообразования тундровой зоны, их характеристика (текущий кон-троль).
21. Генезис почв тундровой зоны (текущий контроль).
22. Классификация , свойства тундровых почв и использование тундровых почв (те-кущий контроль).
23. Условия почвообразования таежно-лесной зоны, их характеристика (текущий кон-троль) .
24. Генезис и классификация подзолистых почв (текущий контроль) .
25. Состав и свойства подзолистых почв, их характеристика (текущий контроль) .
26. Генезис дерновые почвы (текущий контроль).
27. Классификация дерновых почв (текущий контроль) .
28. Состав и свойства дерновых почв (текущий контроль) .
29. Генезис дерново-подзолистых почв (текущий контроль) .
30. Классификация дерново-подзолистых почв (текущий контроль) .
31. Состав и свойства дерново-подзолистых почв (текущий контроль) .
32. Особенности генезиса болотно-подзолистых почв (текущий контроль).
33. Классификация болотно-подзолистых почв (текущий контроль).
34. Использование почв таежно-лесной зоны (текущий контроль).
35. Условия формирования болотных почв (текущий контроль).
36. Генезис болотных почв (текущий контроль).
37. Строение профиля и классификация болотных почв (текущий контроль).
38. Использование болотных почв (текущий контроль).
39. Условия почвообразования и генезис бурых лесных почв (текущий контроль) .
40. Классификация и свойства бурых лесных почв (текущий контроль) .
41. Условия почвообразования серых лесных почв (текущий контроль).
42. Генезис серых лесных почв (текущий контроль).
43. Классификация и свойства серых лесных почв (текущий контроль).
44. Использование серых лесных почв (текущий контроль).
45. Условия почвообразования и генезис черноземов (текущий контроль).
46. Классификация черноземов лесостепной и степной зон (текущий контроль).
47. Состав и свойства черноземов, их характеристика (текущий контроль).
48. Условия почвообразования и классификация лугово-черноземных почв (текущий контроль).
49. Режимы (тепловой, водный, питательный) и использование черноземов (текущий контроль).
50. Условия почвообразования и генезис каштановых почв (текущий контроль).
51. Классификация и свойства каштановых почв (текущий контроль).
52. Условия почвообразования лугово-каштановых почв (текущий контроль) .
53. Использование каштановых почв (текущий контроль).
54. Образование и условия накопления солей в почвах (текущий контроль).
55. Генезис и классификация солончаков (текущий контроль).
56. Состав, свойства и использование солончаков (текущий контроль).
57. Генезис и классификация солонцов (текущий контроль).
58. Состав, свойства и использование солонцов (текущий контроль).
59. Основные признаки и генезис солодей (текущий контроль).
60. Классификация и свойства солодей. Использование солодей (текущий контроль).
61. Условия почвообразования и генезис сероземов (текущий контроль) .
62. Классификация, свойства и использование сероземов (текущий контроль).
63. Условия почвообразования и генезис горных почв (текущий контроль).
64. Свойства и использование горных почв (текущий контроль).
65. Условия почвообразования аллювиальных почв (текущий контроль).
66. Классификация и использование аллювиальных почв (текущий контроль).
67. Условия почвообразования и генезис почв серо-бурых почв (текущий контроль).
68. Классификация серо-бурых почв, их использование (текущий контроль).
69. Классификация, свойства и использование почв полупустынь, пустынь и влажных субтропиков (текущий контроль).
70. Использование почв полупустынь, пустынь и влажных субтропиков (текущий кон-троль).
71. Деградационные процессы. Охрана почв от деградационных процессов (текущий контроль).
см. ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты
1. Современное состояние почвенного покрова (по почвенно-климатическим зо-нам)
2. Оценка условий почвообразования и почвенного покрова (по почвенно-климатическим зонам)
3. Дефляция почв степных районов.
4. Дегумификация почв.
5. . Засоление почв.
6. Осолонцевание почв.
7. Загрязнение почв.
8. Водная эрозия почв (лесостепная зона, зона предгорий и низкогорий)
9. Особенности почвообразования и почвенный покров ленточных боров.
10. Ученые, внесшие наибольший вклад в развитие почвоведения.
11. Современные проблемы почвоведения.
12. Проблемы охраны почв.
13. Почвенный мониторинг.
14. Методы оценки плодородия почв.
15. Бонитировка почв.
16. Почвы горных областей. Болотные почвы.
17. Засоленные почвы и их использование.
18. Кислые почвы и их использование.
19. Микрофлора почв и ее роль в почвообразовании и плодородии почвы.
20. Почвенная фауна и ее роль в почвообразовании и плодородии почвы.
21. Эрозия почв: виды и методы борьбы.
22. Эволюция почв.
23. Минералы и горные породы, участвующие в процессах почвообразования и их свойства.
24. Роль рельефа в процессе почвообразования. Роль растительности в процессе почвообразования.
25. Загрязнение почв. Методы очистки и рекультивации.
26. Биосферные функции почв.
27.Почвенный гумус. Его состав и свойства.

см. ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств
1. Объект и предмет исследования географии почв с основами почвоведения.
2. Структура современного почвоведения и его научные связи.
3. Методы почвенных исследований.
4. Место и функции почвы в биосфере и биогеоценозе.
5. Понятие о минералах и горных породах.
6. Процессы образования минералов и горных пород.
7. Первичные и вторичные минералы. Глинистые минералы.
8. Классификация, распространение и характеристики почвообразующих пород.
9. Почвенные процессы (микро; мезо; макропроцессы), их характеристика.
10. Климат как фактор почвообразования.
11. Рельеф как фактор почвообразования.
12. Почвообразующие породы.
13. Роль растений в почвообразовании.
14. Роль почвенных животных в почвообразовании.
15. Основные функции микроорганизмов при почвообразовании.
16. Время как фактор почвообразования
17. Роль антропогенного фактора в почвообразовании.
18. Понятие об элементарных почвенных частицах и фракциях.
19. Гранулометрический (механический) и минералогический состав почв.
20. Принципы классификации почв по гранулометрическому составу.
21. Почвенные коллоиды, их состояния, свойства, заряд, коагуляция и пептизация.
22. Почвенный поглощающий комплекс. Виды поглотительной способности почв.
23. Ёмкость катионного обмена. Степень насыщенности почв основаниями. Сте-пень солонцеватости.
24. Органическое вещество почвы. Процессы минерализации и гумификации.
25. Роль и свойства органических веществ в процессе почвообразования.
26. Категории почвенной влаги. Почвенный раствор. Водные режимы почв.
27. Происхождение и виды почвенной кислотности и щёлочности.
28. Окислительно-восстановительный потенциал и факторы его определяющие.
29. Почвенный воздух. Соотношение между твёрдой, жидкой и газообразной фа-зами.
30. Источники тепла в почве. Основные типы теплового режима почв.
31. Морфология почв – основа диагностики и классификации почв.
32. Физические свойства почв: плотность, плотность твёрдой фазы, пористость.
33. Генетические горизонты почв, мощность почвы и отдельных её горизонтов.
34. Окраска почвы, механический состав, структура, характер перехода горизон-тов.
35. Новообразования и включения, плотность и влажность
36. Принципы построения современной классификации почв.
37. Основные таксономические единицы классификации почв.
38. Раскрыть понятия тип, подтип почв. Особенности их выделения.
39. Раскрыть понятия род, вид, подвид почв, особенности их выделения.
40. Раскрыть понятия разновидность, разряд, подразряд почв, особенности их вы-деления.
41. Диагностика почв. Принципы диагностики почв.
42. Закон горизонтальной (широтной) почвенной зональности, его сущность.
43. Широтные почвенно-климатические пояса и почвенно-биоклиматические об-ласти, особенности их выделения.
44. Почвенные зоны и подзоны, особенности их выделения.
45. Почвенные фации, провинции, округа, районы, особенности их выделения.
46. Закон вертикальной почвенной зональности, его сущность.
47. Закон фациальности почв, его сущность.
48. Закон аналогичных топографических рядов, его сущность.
49. Структура почвенного покрова, понятие и параметры.
50. Раскрыть понятие элементарный почвенный ареал (ЭПА). Характеристика ЭПА по размерам, формам.
51. Почвенные комбинации (комплексы, пятнистости, сочетания, вариации, та-шеты), их характеристика.
52. Основные принципы почвенно-географического районирования. Система так-сономических единиц почвенно-географического районирования.
53. Условия почвообразования арктической зоны, их характеристика.
54. Почвы арктической зоны, особенности их формирования.
55. Условия почвообразования тундровой зоны, их характеристика.
56. Генезис почв тундровой зоны.
57. Классификация, свойства тундровых почв и использование тундровых почв.
58. Условия почвообразования таежно-лесной зоны, их характеристика.
59. Генезис и классификация подзолистых почв.
60. Состав и свойства подзолистых почв, их характеристика.
61. Генезис дерновые почвы.
62. Классификация дерновых почв.
63. Состав и свойства дерновых почв.
64. Генезис дерново-подзолистых почв.
65. Классификация дерново-подзолистых почв.
66. Состав и свойства дерново-подзолистых почв.
67. Особенности генезиса болотно-подзолистых почв.
68. Классификация болотно-подзолистых почв.
69. Использование почв таежно-лесной зоны.
70. Условия формирования болотных почв.
71. Генезис болотных почв.
72. Строение профиля и классификация болотных почв.
73. Использование болотных почв.
74. Условия почвообразования и генезис бурых лесных почв.
75. Классификация и свойства бурых лесных почв.
76. Условия почвообразования серых лесных почв.
77. Генезис серых лесных почв.
78. Классификация и свойства серых лесных почв.
79. Использование серых лесных почв.
80. Условия почвообразования и генезис черноземов.
81. Классификация черноземов лесостепной и степной зон.
82. Состав и свойства черноземов, их характеристика.
83. Условия почвообразования и классификация лугово-черноземных почв
84. Режимы (тепловой, водный, питательный) и использование черноземов.
85. Условия почвообразования и генезис каштановых почв.
86. Классификация и свойства каштановых почв.
87. Условия почвообразования лугово-каштановых почв.
88. Использование каштановых почв.
89. Образование и условия накопления солей в почвах.
90. Генезис и классификация солончаков.
91. Состав, свойства и использование солончаков.
92. Генезис и классификация солонцов.
93. Состав, свойства и использование солонцов.
94. Основные признаки и генезис солодей.
95. Классификация и свойства солодей. Использование солодей.
96. Условия почвообразования и генезис сероземов.
97. Классификация, свойства и использование сероземов.
98. Условия почвообразования и генезис горных почв.
99. Свойства и использование горных почв.
100. Условия почвообразования аллювиальных почв.
101. Классификация и использование аллювиальных почв.
102. Условия почвообразования и генезис почв серо-бурых почв.
103. Классификация серо-бурых почв, их использование.
104. Классификация, свойства и использование почв полупустынь, пустынь и влажных субтропиков.
105. Использование почв полупустынь, пустынь и влажных субтропиков.
106. Деградация почв.
107. Воспроизводство почвенного плодородия.
108. Проблемы охраны почв.

см. ФОС дисциплины
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников Почвоведение: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/11220389-2832-44F4-B8D3-8FAA90719134
Л1.2 В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников Почвоведение: учеб. для бакалавров Юрайт, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. Ш. Казеев, С. А. Тищенко, С. И. Колесников Почвоведение: Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/BCDA4860-7795-422C-8A23-43DD6B900D8D
Л2.2 Околелова А. А., Желтобрюхов В. Ф., Егорова Г. С. Экологическое почвоведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Волгоградский государственный технический университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=238357
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Классификация почв России 1. http://soils.narod.ru/
Э2 Полевой определитель почв России 2. http://soils.narod.ru/download/field_guide_int.pdf
Э3 Реестр почвенных ресурсов России 3. http://egrpr.esoil.ru/download/egrpr_v1.pdf
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://soils.narod.ru/ Классификация почв России.
2. http://soils.narod.ru/download/field_guide_int.pdf Полевой определитель почв России.
3. http://egrpr.esoil.ru/download/egrpr_v1.pdf Реестр почвенных ресурсов России.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов
Лабораторное задание должно быть направлено на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий. Представление оценочного средства - в виде комплекта заданий. Выполнению лабораторных работ и занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, являются инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная деятельность студентов, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы. Форма организации студентов на лабораторных занятиях – фронтальная (все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу).

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.