МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 18 14 18
Практические 14 18 14 18
Сам. работа 44 36 44 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов системных знаний о правовых нормах, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-9 способностью использовать навыки природоохранного и социально-экономического мониторинга, комплексной географической экспертизы, эколого-экономической оптимизации на разных уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правовые основы природопользования и охраны окружающей среды;
- экологические требования к хозяйственной деятельности;
- правовую охрану окружающей среды в городах и иных поселениях;
- правовой режим особо охраняемых природных тер-риторий и объектов, земель рекреационного назначения;
- правовой режим использования и охраны недр;
- правовой режим использования и охраны земель (почв);
- правовой режим использования и охраны вод;
- правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- правовой режим использования и охраны животного мира;
- правовой режим охраны атмосферного воздуха;
- правовой режим использования и охраны природных ресурсов во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации;
- основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития;
- экологические требования к хозяйственной деятельности;
- принципы охраны окружающей среды в городах и иных поселениях;
- категории особо охраняемых природных территорий и объектов, земель рекреационного назначения;
- основы недропользования;
- основы использования и охраны земель (почв);
- основы использования и охраны вод;
- основы использования, охраны, защиты и воспро-изводства лесов;
- основы использования и охраны животного мира;
- основы охраны атмосферного воздуха;
- основы использования и охраны природных ресурсов во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- основы использования и охраны природных ресур-сов континентального шельфа Российской Федерации.

3.2.Уметь:
3.2.1.- применять основные базовые знания в практической деятельности;
- работать в справочно-информационных системах;
- работать с нормативными правовыми документами;
- определять характер юридической ответственности за экологические правонарушения.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами правоприменения при организации природопользования и мероприятий по охране окружающей среды;
- методами управления природопользования и охраной окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи экологического права. Система, принципы, методы экологического права.
1.1. Предмет и задачи экологического права. Система, принципы, методы экологического права. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Предмет и задачи экологического права. Система, принципы, методы экологического права. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Предмет и задачи экологического права. Система, принципы, методы экологического права. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. История правового регулирования экологических отношений.
2.1. История правового регулирования экологических отношений. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. История правового регулирования экологических отношений. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Нормы экологического права и экологические правоотношения.
3.1. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Источники экологического права.
4.1. Источники экологического права. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Источники экологического права. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Источники экологического права. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Экологическое законодательство.
5.1. Экологическое законодательство. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Экологические права и обязанности.
6.1. Экологические права и обязанности. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Экологические права и обязанности. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Организационный механизм природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности (экологическое управление).
7.1. Организационный механизм природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности (экологическое управление). Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
8.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Сам. работа 7 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Экологические требования к хозяйственной деятельности.
9.1. Экологические требования к хозяйственной деятельности. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Экологические требования к хозяйственной деятельности. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях.
10.1. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 11. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон, зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
11.1. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 12. Правовой режим использования и охраны земель (почв).
12.1. Правовой режим использования и охраны земель (почв). Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
12.2. Правовой режим использования и охраны земель (почв). Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
12.3. Правовой режим использования и охраны земель (почв). Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 13. Правовой режим использования и охраны недр.
13.1. Правовой режим использования и охраны недр. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
13.2. Правовой режим использования и охраны недр. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
13.3. Правовой режим использования и охраны недр. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 14. Правовой режим использования и охраны вод.
14.1. Правовой режим использования и охраны вод. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
14.2. Правовой режим использования и охраны вод. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
14.3. Правовой режим использования и охраны вод. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 15. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
15.1. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
15.2. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 16. Правовой режим использования и охраны животного мира.
16.1. Правовой режим использования и охраны животного мира. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
16.2. Правовой режим использования и охраны животного мира. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
16.3. Правовой режим использования и охраны животного мира. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 17. Правовой режим охраны атмосферного воздуха.
17.1. Правовой режим охраны атмосферного воздуха. Лекции 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
17.2. Правовой режим охраны атмосферного воздуха. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
17.3. Правовой режим охраны атмосферного воздуха. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 18. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
18.1. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 19. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации.
19.1. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
19.2. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 20. Правовое регулирование природопользования и охраны окружаю¬щей среды в зарубежных странах.
20.1. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в зарубежных странах. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
20.2. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в зарубежных странах. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 21. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.
21.1. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. Лекции 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
21.2. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
21.3. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Волков, Е. А. Лютягина Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 : www.biblio-online.ru/book/C927530E-EC3A-45BB-B42A-417FF2E17B7C.
Л1.2 Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Братковская Л.Б. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ 24-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовые основы природопользования portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Правовые основы природопользования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosMicrosoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы управления отходами» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную ум-ственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы управления отходами» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалами.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указани-ях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стре-миться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, по-ясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.