МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 216
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 15 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 56 56 44 44 44 44 144 144
Сам. работа 88 88 100 100 28 28 216 216
Итого 144 144 144 144 72 72 360 360

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина И.В.;

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч.сек.ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - закрепление теоретических знаний полученных студентами в течение предыдущих лет обучения, углубление теоретической подготовки и приобретение ими практических навыков и умений для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы и практическое применение экспериментальных методов работы с биологическими объектами в области экологии
- современную аппаратуру и оборудование, использующиеся в полевых и лабораторных условиях в области экологии
- современную аппаратуру и лабораторное оборудование, используемые для научно-исследовательских и лабораторных работ по экологии
- расширенный спектр экологических методов исследования
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров
- правила оформления научно-технической документации, отчетов, обзоров
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять и подбирать современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами
- работать с современным оборудованием и аппаратурой и осваивать самостоятельно экспериментальные методы исследований
- использовать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских и лабораторных работ по экологии
- осуществлять подбор и модификацию методов исследования и разработку новых , исходя из конкретных задач исследования
- излагать получаемую информацию в области экологии
- критически анализировать полученную информацию в области экологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками планирования и проведения экспериментальных работ с биологическими объектами
- навыками работы с биологическими объктами в полевых и лабораторных условиях с применением современного оборудования и аппаратуры
- навыками эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно-исследовательских и лабораторных работ по экологии
- современными методами получения, сбора и обработки научной информации
- навыками составления и оформления проектов, научно-технических отчетов, обзоров
- навыками изложения и анализа получаемой информации по экологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изучение показателей здоровья человека
1.1. Оценка физического статуса человека методом антропометрии Лабораторные 6 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.2. Исследование функционального состояния мышечной системы человека Лабораторные 6 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.3. Определение жизненной емкости легких после дозированной физической нагрузки Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.4. Пробы с задержкой дыхания6 поба Штанге, проба Генче. Комбинированная проба Серкина Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.5. Оценка функционального состояния системы кровообращения6 комбинированная проба Летунова, ортостатическая проба Лабораторные 6 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.6. Определение тяжести выполняемой работы косвенным методом Лабораторные 6 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.7. Влияние факторов среды на здоровье населения. Показатели здоровья. Сам. работа 6 26 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Функциональные особенности организма
2.1. Изучение некоторых показателей состояния здоровья населения Лабораторные 6 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
2.2. Выявление наследственных признаков и признаков, проявление которых может быть обусловлено влиянием внешней среды Лабораторные 6 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
2.3. Функциональные особенности организма Изучение некоторых показателей состояния здоровья населения Генотип человека и факторы окружающей среды Сам. работа 6 26 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Общие закономерности адаптивного процесса организма
3.1. Определение адаптационного потенциала организма Лабораторные 6 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
3.2. Исследование физиологических механизмов адаптации организма к изменениям температуры окружающей среды Лабораторные 6 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
3.3. Оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем организма с помощью теста МПК Сам. работа 6 26 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
3.4. Адаптационные возможности организма человека Сам. работа 6 10 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Физические факторы окружающей среды
4.1. Определение уровня радиационного загрязнения Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
4.2. Определение уровня шумового загрязнения Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
4.3. Влияние физических факторов на функциональное состояние организма Сам. работа 7 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Санитарно-гигиеническая оценка помещений и отдельных рабочих мест
5.1. Санитарно-гигиенические требования к рабочим помещениям Сам. работа 7 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
5.2. Гигиеническая оценка микроклимата помещений Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
5.3. Методы гигиенической оценки естественного и искусственного освещения помещений Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
5.4. Гигиеническая оценка учебной аудитории и ее оборудования Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
5.5. Изучение вентиляционного режима помещения; определение запыленности помещения; исследование освещенности рабочего места методом люксметрии Сам. работа 7 10 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Оценка экологического состояния водной среды
6.1. Отбор, храниение, транспортировка проб Сам. работа 7 12 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
6.2. Определение органолептических показателей Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
6.3. Определение массовой концентрации анионов Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
6.4. Определение массовой концентрации катионов Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
6.5. Санитарно-гигиеническое состояние водных обьектов Сам. работа 7 14 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Методы анализа почв
7.1. Отбор, храниение, транспортировка проб Сам. работа 7 12 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
7.2. Определение кислотности и степени засоленности почв Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
7.3. Определение фитотоксичности почв Лабораторные 7 2 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
7.4. Качественное распознование минеральных удобрений Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
7.5. Физические свойства почв. Экологическое состояние почвенного покрова. Загрязнение сельскохозяйственных угодий Сам. работа 7 22 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Оценка экологического состояния воздушной среды
8.1. Физико-химические методы оценки качества воздушной среды Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
8.2. Биологические методы оценки качества воздушной среды Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
8.3. Комплексная оценка качества атмосферы промышленного предприятия и города Лабораторные 7 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
8.4. Экологическое состояние воздушной среды. Факторы влияющие на экологическое состояние воздушной среды. Методы оценки качества атмосферного воздуха Сам. работа 7 14 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Влияние неблагоприятных факторов среды на живой организм
9.1. Вода как экологический фактор Лабораторные 8 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
9.2. Температура как экологический фактор Лабораторные 8 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
9.3. Свет как экологический фактор Лабораторные 8 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
9.4. Устойчивость растений к засолению почв. Кислотоустойчивость Лабораторные 8 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
9.5. Влияние тяжелых металлов на жизнедеятельность организмов Лабораторные 8 14 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3
9.6. Стресс. Основные стрессоры. Адаптация живых организмов к основным стрессорам Сам. работа 8 28 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бородулина И. Д., Вечернина Н. А. Практикум по физиологии растений: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л1.2 Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.4 Бобина И.В., Соколова Г. Г. Практикум по экологии человека Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010: Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ,, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А., Беккер В.Н. Практикум по экологии: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
Л2.2 Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А. Практикум по биоиндикации экологического состояния окружающей среды: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006
Л2.3 Ашихмина Т. Я. Экологический мониторинг: учебное пособие для вузов М.: Альма Матер, 2008
Л2.4 Ермаков И.П. Физиология растений : М.: Академия, 2005
Л2.5 Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для вузов М. : Академия, 2007
Л2.6 Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учебное пособие для вузов М. : Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бобина И.В., Соколова Г.Г. Практикум по экологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010 45
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: // www. lib.asu.ru
Э2 http: // www.biblioclub.ru
Э3 http: // www.ecolife.ru
Э4 http:// ecology-portal.ru
Э5 http://elibrary.ru
Э6 http://e.lanbook.com/
Э7 Курс в Moodle «Большой практикум по экологии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.