МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природно-ресурсная безопасность
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Барышников Г.Я.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Природно-ресурсная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование(уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциалины "Природно-ресурсная безопасность" - ознакомление студентов с актуальными проблемами ресурсного обеспечения и природно-ресурсной безопасности на глобальном и региональном уровнях.
Задачи:
- изучить теории безопасности, рисков, катастроф;
- выявить систему природно-ресурсной безопасности России;
- рассмотреть глобальные проблемы человечества (продовольственную, демографическую, ресурсную).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-2: способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности
ОПК-3: способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-6: владением методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей
ПК-1: способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные особенности пространственного и временного развития взаимоотношений между природой, обществом и хозяйством;
- причины (природные и антропогенные) экологических кризисов;
- основные сферы применения компьютерных технологий в географических исследованиях;
- современные тенденции внедрения компьютерных технологий в географических исследованиях;
- нормы и правила общения в научной, производственной и социально-общественной среде;
- этикет общения с коллегами; особенности научного стиля речи;
- избранную предметную область исследований;
- основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов направления, развитие научно-практической мысли специалистов в области природно-ресурсной безопасности;
- методы количественной и качественной обработки статистической информации;
- основные экологические законы, взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы;
- роль антропогенного фактора на современном этапе;
- причины (природные и антропогенные) экологических кризисов;
- процессы и последствия антропогенной трансформации окружающей среды;
- географию, социально-экономические и экологические последствий использования природных ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- в целом выявлять проблемы, связанные с использованием и последствиями трансформации экологических систем глобального характера;
- проводить полноценный анализ различной информации, связанной с природными ресурсами;
- проводить комплексные исследования и камеральную обработку их результатов;
- структурировать и формировать базы данных о географических объектах и явлениях;
- создавать картографическое сопровождение экспертных материалов;
- вести активный научный диалог по теме природно-ресурсная безопасность;
- подбирать необходимый стиль общения в зависимости от сферы деятельности (научная, производственная, социально-общественная);
- применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;
- оценивать репрезентативность собранного материала;
- обосновывать выбор приоритетных направлений для решения проблем экологии;
- применять теоретические знания для практического анализа особенностей проблем экологии и использования природных ресурсов на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- проводить региональный анализ основных экологических проблем, возникающих при разных видах, масштабах и интенсивности использования природных ресурсов;
- проводить анализ влияния социально-экономических условий разных стран на специфику взаимоотношений в системе «общество - окружающая среда» и стратегии устойчивого развития;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- отбора информации из различных источников для решения поставленных задач;
- опыт владения компьютерными технологиями обработки данных;
- картографического и математического моделирования;
- редактирования, актуализации и визуализации информации о географических объектах;
- сбора и анализа получаемой информации;
- лабораторных и полевых исследований;
- профессионального оформления и предоставления результатов научно-исследовательских и научно-производственных работ;
- самостоятельной работы со специализированной литературой и в сети Интернет;
- чтения тематических и общегеографических карт;
- построения и анализа графиков;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геосферы, ресурсы пространства и времени.
1.1. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.3. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Сам. работа 1 9 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Проблемы водной безопасности.
2.1. Проблемы водной безопасности. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Проблемы водной безопасности. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Проблемы водной безопасности. Сам. работа 1 9 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Биоразнообразие как фактор безопасности.
3.1. Биоразнообразие как фактор безопасности. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Биоразнообразие как фактор безопасности. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Биоразнообразие как фактор безопасности. Сам. работа 1 9 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Энергетическая безопасность.
4.1. Энергетическая безопасность. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Энергетическая безопасность. Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Энергетическая безопасность. Сам. работа 1 9 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Минерально-сырьевая безопасность.
5.1. Минерально-сырьевая безопасность. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.2. Минерально-сырьевая безопасность. Практические 1 3 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.3. Минерально-сырьевая безопасность. Сам. работа 1 9 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Продовольственная безопасность.
6.1. Продовольственная безопасность. Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
6.2. Продовольственная безопасность. Практические 1 3 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
6.3. Продовольственная безопасность. Сам. работа 1 9 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Подготовка к зачету. Сам. работа 1 34 ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Ресурсные функции геосфер.
2. Межгеосферный обмен веществ и энергий.
3. Временные ритмы.
4. Взаимосвязи поверхностных и подземных вод.
5. Ресурсы подземных вод России.
6. Взаимосвязи поверхностных и подземных вод.
7. Измерение и оценка биологического разнообразия.
8. Системные уровни биоразнообразия.
9. Антропогенное давление на биоразнообразие.
10. Базовые макроэкономические показатели и современное состояние
«безатомной» энергетики.
11. Структуры энергобаланса традиционных видов энергии.
12. Прогнозы развития энергетики.
13. Глобализация минерально-сырьевых ресурсов как элемент общей
проблемы глобализации.
14. Состояние минерально-сырьевой базы России.
15. Внешний и внутренний рынок.
16. Общество и уровни потребления.
17. Состояние продовольственной безопасности России.
18. Безопасность продовольствия.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные концепции устойчивого развития: ресурсно-техносферная, биосферная, ноосферная (коэволюционная).
2. Классификации катастрофических ситуаций и катастроф.
3. Восстановительный потенциал исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов. Зависимость атмосферных ресурсов от природных и антропогенных воздействий.
4. Современное состояние ландшафтов, роль антропогенных ландшафтов.
5. Направленность территориальных изменений в хозяйственной деятельности. Причины и следствия.
6. Биотические ритмы.
7. Временные ряды и циклы.
8. Территориальная безопасность России
9. Климатическая позиция распределение земельных угодий по природным зонам.
10. Неравномерность заселения Мира.
11. Соотношение освоенных и неосвоенных земель.
12. Современное состояние водных ресурсов
13. Состояние пресноводных биологических видов.
14. Процессы, снижающие качество поверхностных вод
15. Экономия водных ресурсов – важнейшее направление водопользования.
16. Формирование химического состава вод под влиянием природно-техногенных факторов.
17. Взаимосвязи поверхностных и подземных вод.
18. Типы подземных вод по характеру их использования – минеральные, теплоэнергетические, промышленные, хозяйственно-питьевые. Современное состояние экологических водных проблем.
19. Географические закономерности разнообразия видов
20. Измерение и оценка биологического разнообразия
21. Основные факторы возможного сокращения биоразнообразия. Антропогенное давление на биоразнообразие
22. Глобальное энергопотребление.
23. Потребление энергии в России, ее динамика и эффективность. Структуры энергобаланса традиционных видов энергии
24. Состояние добычи энергоресурсов в России, их рентабельность: газ, нефть, уголь, гидроресурсы.
25. Прогнозы развития энергетики.
26. Биотехнологическое применение трансгенных животных.
27. Генетические загрязнения. Утечка ГМ-растений в культуры традиционной селекции.
28. Общая энергетическая обстановка в мире и России.
29. Обзор состояния и тенденций развития атомной энергетики.
30. Атомно-энергетическая безопасность России.
31. Доля глобального потребления и населения в различных регионах.
32. Состояние продовольственной безопасности России.
33. Состояние сельского хозяйства и его отраслей в России.

5.3. Фонд оценочных средств
Программа ФОС по дисциплине "Природно-ресурсная безопасность" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лузгин, Б. Н Природно-ресурсная безопасность: учеб. пособие для студентов и магистрантов вузов АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/494
Л1.2 Кочуров Б. И. , Юлинов В. Л. Экономика и управление природопользованием: учебное пособие САФУ , 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=436394&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышников Г.Я.,Красослободцева Н.А. Природно-хозяйственный каркас переходной зоны Алтая: монография Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/42
Л2.2 Порфирьев Б. Н. Природа и экономика: риски взаимодействия : монография Москва : Анкил, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=255829
Л2.3 Хорошилова Л. С. , Аникин А. В. , Хорошилов А. В. Экологические основы природопользования: Учебное пособие Кемеровский государственный университет, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232398
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ http://krasnoyarsk.spbume.ru/file/pages/78/akselevich_torgunakova.pdf
Э2 Курс в Moodle «Природно-ресурсная безопасность» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3602
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.