Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами достижений медико-биологических наук, биохимии и молекулярной биологии и разработки новых технологий в области биофармацевтики, современных диагностических средств, биосовместимых материалов и клеточных технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских и лабораторных биологических работ - возможности использования современного оборудования на разных этапах выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование - работать на современном оборудовании в лабораторных условиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками организаций научных исследований с использованием современного оборудования - навыками эксплуатации современного оборудования для проведения научных исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в медицинскую биотехнологию. | ||||||
1.1. | Введение в медицинскую биотехнологию. | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л2.1 |
1.2. | История развития медицинской биотехнологии. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
1.3. | Биотехнология лекарственных средств. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 2. Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических средств. | ||||||
2.1. | Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических средств. | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л2.1 |
2.2. | Микроорганизмы, макроорганизмы. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
2.3. | Ферменты как промышленные биокатализаторы. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
2.4. | Совершенствование биообъектов методами клеточной инженерии. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
2.5. | Совершенствование биообъектов методами мутагенеза и селекции. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
2.6. | Создание новых биообъектов методами клеточной и генетической инженерии (технология рекомбинантной ДНК). | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | Л2.1 |
2.7. | Последовательность операций, осуществляемых биотехнологом - генным инженером. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 3. Методы медицинской диагностики. | ||||||
3.1. | Методы медицинской диагностики: ИФА и ПЦР. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
3.2. | Виды ПЦР. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
3.3. | Принципы и методы ПЦР, подбор праймеров, оптимизация, детекция результатов ПЦР. | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 4. Геномика и ее значение для поиска новых лекарств. | ||||||
4.1. | Геномика и ее значение для поиска новых лекарств. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
4.2. | Структурная, сравнительная и функциональная геномика. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
4.3. | Международные базы данных и их использование через систему интернет. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
4.4. | Биоинформационные методы в биотехнологии и геномики. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
4.5. | Генбанки. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 5. Производство антибиотиков. | ||||||
5.1. | Производство антибиотиков. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 6. Рекомбинантные белки и полипептиды. | ||||||
6.1. | Рекомбинантные белки и полипептиды. Инсулин. Интерфероны. Гормон роста. Эритропоэтин. Пептидные факторы роста. Видоспецифичность. Традиционные и генно-инженерные методы получения. | Лабораторные | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 7. Системы GLP, GCP и GMP. | ||||||
7.1. | Единая система GLP, GCP и GMP при внедрении в практику и производство лекарственных препаратов. Особенности GMP применительно к биотехнологическому производству. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
7.2. | Биобезопасность. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 8. Иммунобиотехнология. | ||||||
8.1. | Вакцины. Рекомбинантные вакцины. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
8.2. | Иммунобиотехнология. Иммунные сыворотки. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 9. Перспективы развития медицинской биотехнологии. | ||||||
9.1. | Перспективы развития медицинской биотехнологии. Биотехнологические продукты новых поколений. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
9.2. | Мировые тренды: персонализированная медицина. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
9.3. | Мировые тренды: функциональное питание. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щелкунов С.Н. | Генетическая инженерия : Учебное пособие | Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная библиотека Алтайского государственного университета | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э3 | Классическая и молекулярная биология | molbiol.ru | ||
Э4 | Биотехнология | www.biotechnolog.ru | ||
Э5 | Коммерческая биотехнология | cbio.ru | ||
Э6 | Элементы большой науки | elementy.ru | ||
Э7 | Курс в Moodle "Медицинская биотехнология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
122Л | лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс "Медицинская биотехнология" предназначен для студентов четвертого курса бакалавриата биологического факультета для направления "Биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |