МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медицинская биотехнология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Смирнов С.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Медицинская биотехнология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами достижений медико-биологических наук, биохимии и молекулярной биологии и разработки новых технологий в области биофармацевтики, современных диагностических средств, биосовместимых материалов и клеточных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских и лабораторных биологических работ
- возможности использования современного оборудования на разных этапах выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование
- работать на современном оборудовании в лабораторных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками организаций научных исследований с использованием современного оборудования
- навыками эксплуатации современного оборудования для проведения научных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в медицинскую биотехнологию.
1.1. Введение в медицинскую биотехнологию. Лекции 8 1 ПК-1 Л2.1
1.2. История развития медицинской биотехнологии. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1
1.3. Биотехнология лекарственных средств. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1
Раздел 2. Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических средств.
2.1. Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических средств. Лекции 8 1 ПК-1 Л2.1
2.2. Микроорганизмы, макроорганизмы. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1
2.3. Ферменты как промышленные биокатализаторы. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1
2.4. Совершенствование биообъектов методами клеточной инженерии. Лабораторные 8 2 ПК-1 Л2.1
2.5. Совершенствование биообъектов методами мутагенеза и селекции. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1
2.6. Создание новых биообъектов методами клеточной и генетической инженерии (технология рекомбинантной ДНК). Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.1
2.7. Последовательность операций, осуществляемых биотехнологом - генным инженером. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 3. Методы медицинской диагностики.
3.1. Методы медицинской диагностики: ИФА и ПЦР. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1
3.2. Виды ПЦР. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1
3.3. Принципы и методы ПЦР, подбор праймеров, оптимизация, детекция результатов ПЦР. Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 4. Геномика и ее значение для поиска новых лекарств.
4.1. Геномика и ее значение для поиска новых лекарств. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1
4.2. Структурная, сравнительная и функциональная геномика. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
4.3. Международные базы данных и их использование через систему интернет. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1
4.4. Биоинформационные методы в биотехнологии и геномики. Лабораторные 8 2 ПК-1 Л2.1
4.5. Генбанки. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 5. Производство антибиотиков.
5.1. Производство антибиотиков. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1
Раздел 6. Рекомбинантные белки и полипептиды.
6.1. Рекомбинантные белки и полипептиды. Инсулин. Интерфероны. Гормон роста. Эритропоэтин. Пептидные факторы роста. Видоспецифичность. Традиционные и генно-инженерные методы получения. Лабораторные 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 7. Системы GLP, GCP и GMP.
7.1. Единая система GLP, GCP и GMP при внедрении в практику и производство лекарственных препаратов. Особенности GMP применительно к биотехнологическому производству. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1
7.2. Биобезопасность. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 8. Иммунобиотехнология.
8.1. Вакцины. Рекомбинантные вакцины. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1
8.2. Иммунобиотехнология. Иммунные сыворотки. Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1
Раздел 9. Перспективы развития медицинской биотехнологии.
9.1. Перспективы развития медицинской биотехнологии. Биотехнологические продукты новых поколений. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1
9.2. Мировые тренды: персонализированная медицина. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1
9.3. Мировые тренды: функциональное питание. Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия : Учебное пособие Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная библиотека Алтайского государственного университета www.lib.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Классическая и молекулярная биология molbiol.ru
Э4 Биотехнология www.biotechnolog.ru
Э5 Коммерческая биотехнология cbio.ru
Э6 Элементы большой науки elementy.ru
Э7 Курс в Moodle "Медицинская биотехнология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
122Л лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Медицинская биотехнология" предназначен для студентов четвертого курса бакалавриата биологического факультета для направления "Биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов.
Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д.
Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале:
– оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя.
– оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки.
– оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
– оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя.