Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | формирование у студентов и слушателей представлений об этике как о системе научных знаний о проблемах нравственных отношений между людьми, моральных ценностях и нормах как основах осуществлении любой профессиональной деятельности; а также выработка у студентов и слушателей практических умений и навыков этикетных форм поведения в трудовой деятельности, связанной со сферой природопользования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-9 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы профессиональной этики и этикета как важнейшей составляющей профессиональной деятельности специалистов в области охраны окружающей среды, - особенности межкультурных коммуникаций, правила делового общения, специфику профессиональных отношений в области охраны окружающей среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - формировать и совершенствовать деловой имидж, опираясь на общие профессиональные требования; - анализировать проблемы этики профессиональных отношений в современном обществе; - работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - формирования и совершенствования делового имиджа с учетом общих профессиональных требований; - анализа проблем этики профессиональных отношений в современном обществе; - организации работы над определенным проектом в соответствии с кодексом профессиональной этики в области охраны окружающей среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Этика как система знаний. Понятия морали и нравственности. Место профессиональной этики в этической науке. Биоэтика. | ||||||
1.1. | Этика как система знаний. Понятия морали и нравственности. Мораль как предмет изучения этики. Биоэтика. | Лекции | 3 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.2. | Общие понятия этики как науки и явления общественной жизни. Направления в истории развития этики.Биоэтика. | Практические | 3 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.3. | Соотношение этики с другими формами общественного сознания. Подходы к изучению морали. Биоэтика. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. Мораль – форма самоутверждения личности и способ реализации ее внутренних сил и возможностей. Культура общения и современный нравственный человек. | ||||||
2.1. | Мораль – форма самоутверждения личности и способ реализации ее внутренних сил и возможностей. Культура общения и современный нравственный человек. Этика взаимоотношений человека и природы. | Лекции | 3 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.2. | Культура общения и современный нравственный человек. | Практические | 3 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.3. | Мораль – форма самоутверждения личности и способ реализации ее внутренних сил и возможностей. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 3. Профессиональная этика как составная часть морали, ее виды. | ||||||
3.1. | Профессиональная этика: сущность, определения, функции. Этика эколога. | Лекции | 3 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.2. | Виды профессиональной этики, их особенности. | Практические | 3 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.3. | Этические проблемы деловой жизни. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 4. Этические основы делового общения. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного. | ||||||
4.1. | Принципы профессиональной морали работников сервиса и туризма: профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональное достоинство | Лекции | 3 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
4.2. | Принципы профессиональной морали работников сферы охраны окружающей среды. | Практические | 3 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
4.3. | Этические основы делового общения. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 5. Этика менеджмента: определение и составляющие. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе. Этика лидерства. | ||||||
5.1. | Этика менеджмента и взаимоотношений в трудовом коллективе. | Лекции | 3 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.2. | Этика менеджмента: определение и составляющие. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе. | Практические | 3 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.3. | Этика лидерства. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 6. Правила этикета. Корпоративная культура. | ||||||
6.1. | Правила этикета. Корпоративная культура. | Лекции | 3 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
6.2. | Культура речи и формы речевого этикета. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации. | Практические | 3 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
6.3. | Деловая переписка и деловой протокол. Особенности составления деловых бумаг в профессиональной деятельности. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
6.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету 1. Этика как система знаний. Понятия морали и нравственности. Место профессиональной этики в этической науке. 2. Соотношение этики с другими формами общественного сознания. 3. Подходы к изучению морали. 4. Мораль – форма самоутверждения личности и способ реализации ее внутренних сил и возможностей. 5. Культура общения и современный нравственный человек. 6. Профессиональная этика как составная часть морали, ее виды. 7. Этические проблемы деловой жизни. 8. Этические основы делового общения. 9. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного. 10. Принципы профессиональной морали работников экологической сферы. 11. Культура речи и формы речевого этикета. 12. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации. 13. Деловая переписка и деловой протокол. 14. Особенности составления деловых бумаг в профессиональной деятельности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под общ. ред. А. А. Гусейнова | Этика: учеб. для академического бакалавриата | М. : Юрайт, 2015 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Александрова, З.А., С.Б. Кондратьева | Профессиональная этика : учебное пособие | М. : МПГУ, 2016. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398 |
Л1.3 | Колмогорова, Н.В. | Основы общей и профессиональной этики и этикет : учебное пособие | Омск : Издательство СибГУФК, 2012. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274600 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | З.А. Александрова, С.Б. Кондратьева | Профессиональная этика : учебное пособие | М. : МПГУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Т.Н. Козловская, Г.А. Епанчинцева, Л.В. Зубова | Профессиональная этика : учебное пособие | Оренбург : ОГУ, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Профессиональная этика» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
403М | лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. При изучении курса «Профессиональная этика» семинарские занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. Целью проведения семинарских занятий является формирование у студентов на основе изученных теоретических знаний по предмету практических навыков применения полученных знаний. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Семинарские занятия способствуют развитию у студентов творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, овладения понятийным аппаратом «Профессиональной этики», умению решать интеллектуальные проблемы и задачи, опровергать и отстаивать свою точку зрения. В данном курсе предлагается проведение формы семинарских занятий в виде подготовки студентами небольших докладов по предложенным в практикуме вопросам с последующим обсуждением участниками семинара. Важной задачей преподавателя является: обучение студентов приемам публичного выступления и стимулирование студенческой активности в направлении формулирования вопросов и ответов выступающих. Следует направлять усилия на то, что бы каждый из участников семинара научился точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Следует обращать внимание студентов на способы и приемы выступления с докладом на семинаре. Например, давать студентам сделать сообщения не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей. Преподаватель должен, реализовать общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Темы семинарских занятий отражают последовательность изучения курса «Профессиональная этика» связаны с программой данной дисциплины. План семинарских занятий состоит из названия изучаемого раздела, темы, вопросов на повторение. Для выяснения степени усвоения материала в помощь студентам предлагаются вопросы для самоконтроля. В конце каждого семинарского занятия приводится список литературы и других источников, имеющихся в библиотеке университета. Студенты могут пользоваться в дополнение к рекомендуемому перечню, литературой и источниками периодической печати. Не исключено и использование материалов, найденных студентами в Интернет. Также предусмотрены примерные темы для рефератов. Для каждой темы в практикуме разработаны проблемные вопросы для обсуждения на семинаре, кроме того студентам предоставляется возможность подготовить по отдельным вопросам сообщения. Предложен список основной и дополнительной литературы, которая позволит студентам на должном уровне подготовиться к обсуждению и подготовить сообщения. |