МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инженерная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Борисенко М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Инженерная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель данного курса - формирование у студентов навыков прикладных инженерно-географических исследований. Курс ориентирован на подготовку магистрантов к самостоятельной инженерной деятельности в области исследования инженерных свойств природной среды, и прежде
всего, в области повышения экономической эффективности и экологической безопасности природопользования, выработка у магистрантов умения самостоятельно выбирать методы инженерно-географических расчетов.

Задачи курса:
- изучение методологических основ инженерной географии;
- изучение геоэкологических аспектов проектирования хозяйственных объектов;
- освоение технологии инженерно-географических обоснований разных видов хозяйственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки
ОПК-7 способностью к воплощению проектов от этапа организации строительства и инженерной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- роль основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры для решения инженерно-географических задач;
- закономерности динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различной интенсивности техногенной нагрузки;
- методологические основы использования знаний закономерностей динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при инженерно-географических исследованиях;
- теорию инженерной географии, нормативно-правовые основы создания и реализации инженерных проектов;
- этапы проектирования от этапа организации строительства и инженерной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию;

3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать климатические условия на объектах ландшафтной архитектуры;
- решать инженерно-географические задачи;
- определять роль основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях;
- использовать знания закономерностей динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различной интенсивности техногенной нагрузки в сфере инженерной географии; - давать оценку пригодности территории для хозяйственного использования;
- осуществлять сбор информации на инвентаризационном этапе;
- аналитически осмысливать условия и перспективы реализации инженернотехнологических вопросов при проектировании объектов;
- представлять информацию о современных технологиях заказчику;
- устанавливать и отводить границы территорий под объекты ландшафтной архитектуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проектирования различных условий на объектах ландшафтной архитектуры;
- выявления механизмов воздействия техно-генной нагрузки на состояние объектов ландшафтной архитектуры, в урбоэкосистемах;
- эффективного использования знания закономерностей динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различной интенсивности техногенной нагрузки в сфере ландшафтной архитектуры;
- проектирования от этапа организации строительства и инженерной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию;
- необходимые для воплощения проектов от этапа организации строительства и инженерной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Свойства природной среды как условия хозяйственной деятельности человека.
1.1. Свойства природной среды как условия хозяйственной деятельности человека. Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
1.2. Оценка геологических условий территории для хозяйственной деятельности Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
1.3. Оценка геологических условий территории для хозяйственной деятельности Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
1.4. Характеристика и оценка рельефа по топографическим картам Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
1.5. Характеристика и оценка рельефа по топографическим картам Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
Раздел 2. Опасные и неблагоприятные природные процессы. Организация инженерно-географических исследований
2.1. Опасные и неблагоприятные природные процессы Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1
2.2. Построение карты генетических типов четвертичных отложений и их инженерно-географическая оценка Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
2.3. Построение карты генетических типов четвертичных отложений и их инженерно-географическая оценка Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
2.4. Организация инженерно-географических исследований Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
2.5. Общая инженерно-географическая оценка климатических условий Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
2.6. Общая инженерно-географическая оценка климатических условий Сам. работа 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
Раздел 3. Инженерно-географические основы проектирования природно-антропогенных ландшафтов. Инженерно-географические аспекты рекультивации нарушенных территорий
3.1. Инженерно-географические основы проектирования природно-антропогенных ландшафтов Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-7
3.2. Изучение ветрового режима территории Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
3.3. Изучение ветрового режима территории Сам. работа 8 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
3.4. Оценка комфортности климата для населения конкретной территорий Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
3.5. Оценка комфортности климата для населения конкретной территорий Сам. работа 8 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
3.6. Инженерно-географические аспекты рекультивации нарушенных территорий Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
3.7. Построение карты растительного покрова территории Практические 8 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
3.8. Построение карты растительного покрова территории Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2
3.9. Определить направление движения грунтовых вод Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайлов В. Н., Добролюбов С. А. Гидрология: учебник для вузов: учебник Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Галицкова Ю. М. Ландшафтоведение: Учебное пособие. Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Инженерная география zav.ansya.ru
Э2 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.