МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Катастрофизм в природе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. преп., Борисенко М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Катастрофизм в природе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Останин О.В., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Останин О.В., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – познакомить студентов с понятием «катастрофизм», рассмотреть основные природные катастрофы и бедствия связанные с ними.
Задачи:
- рассмотреть методы исследований;
- рассмотреть понятие природных катастроф, стихийно-разрушительных процессов;
- сведения о крупнейших катастрофах доисторического и исторического периодов;
- рассмотреть виды природных катастроф;
- рассмотреть процессы, способствующие возникновению катастроф. Парагенетические ряды катастрофических процессов. Классификация по масштабам проявления.
- рассмотреть понятие «риска». Формула выражения риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении
ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые понятия в области землеведения, геоморфологии, гидрологии, метеорологии;
- основные факторы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного происхождения;
- базовые понятия и определения в области природных катастрофических процессов;
- основные подходы и методы физико-географических и геоморфологических исследований природных катастрофических процессов;
− комплекс видов неблагоприятных и опасных явлений в разных природных районах и для разных типов объектов в Российской Федерации;
− особенности развития природных стихийных процессов;
− происхождение (генезис), повторяемость, характер течения неблагоприятных и опасных
природных явлений, принципы и методы их прогнозирования и предотвращения;
- характер возможного воздействия стихийных явлений на население, территории, объекты экономики и среду обитания;
− перспективные отечественные и зарубежные научные исследования по прогнозированию и предупреждению возможных природных стихийных явлений;
− методики прогнозирования и оценки обстановки, определения основных направлений и мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и системы жизнеобеспечения при воздействии на них природных стихийных явлений;
− требования законодательных и нормативных актов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными стихийными бедствиями.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать взаимосвязи природных процессов и явлений;
- прогнозировать возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций;
- проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов;
- использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических и геоморфологических исследований;
− организовать оценку природного риска, выбор оптимального комплекса мер защиты, выполнение аварийно-восстановительных работ при ЧС природного происхождения;
− планировать и организовывать эффективную защиту от стихийных бедствий в конкретных условиях, поддерживать связь с местными органами власти, различными учреждениями и средствами массовой информации для проведения организационной и разъяснительной работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть терминологией и классификацией природных катастрофических процессов;
- владеть теоретическими знаниями в области землеведения, гидрологии, метеорологии в контексте исследования природных катастрофических процессов;
- владеть способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований;
- владеть методами физико-географических и геоморфологических исследований, для выявления, прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаци;
- методами и методиками оценки (прогноза) экономического, социального, экологического ущерба от неблагоприятных и опасных природных явлений;
− владеть схемой выбора оптимальных мер защиты объектов разного типа (от территориальных комплексов населения и хозяйства до отдельных сооружений) от местного комплекса опасных природных явлений;
− владеть принципами подготовки и выполнения предупредительных, аварийно-спасательных и восстановительных работ применительно к природным ЧС разной тяжести на уровне области, района, города, предприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в катастрофизм в природе
1.1. Космические катастрофы Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Космические катастрофы Практические 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Космические катастрофы Сам. работа 6 4 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Эндогенные катастрофы
2.1. Землетрясение Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Землетрясение Практические 6 4 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Землетрясение Сам. работа 6 3 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Деятельность вулканов Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Деятельность вулканов Практические 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Деятельность вулканов Сам. работа 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Атмосферные катастрофы Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Атмосферные катастрофы и цунами Практические 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Атмосферные катастрофы и цунами Сам. работа 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Экзогенные катастрофы
3.1. Гравитационные катастрофы Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Гравитационные катастрофы Практические 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Гравитационные катастрофы Сам. работа 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Наводнения и паводки Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Наводнения и паводки Практические 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Наводнения и паводки Сам. работа 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Антропогенные катастрофы Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Антропогенные катастрофы Сам. работа 6 2 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.С. Власова Опасные природные процессы: учебное пособие Волгоград: ВГАСУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 авт.-сост. В.М. Иванов Опасные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие Ставрополь: СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Блюм, А.А. Дик, В.М. Дмитриев Природные и техногенные катастрофы: история, физика, информационные технологии в прогнозировании: учебное пособие ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Л.В. Енджиевский, А.В. Терешкова История аварий и катастроф: монография Красноярск: СФУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Код доступа: http://ecoregion22.ru/
Э2 Курс в Moodle «Катастрофизм в природе» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.