МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Климатология с основами метеорологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Климатология с основами метеорологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.н.г., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.н.г., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний об атмосфере, происходящих в ней физических и химических процессах, определяющих погоду; а также объяснение основных закономерностей климата Земли, включая представление о формировании термического режима, влагооборота, общей циркуляции атмосферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки
ПК-5 готовностью к выполнению работ по инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различной интенсивности техногенной нагрузки
- механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории
- методологические основы использования знаний закономерностей динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различ-ной интенсивности техногенной нагрузки;
- механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории;
- основные этапы по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории;
- осуществлять основные работы по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры
- определять роль основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выявления механизмов воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории
- осуществления основных работ по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Метеорология
1.1. Метеорология и климатология как наука. Организация гидрометеорологических наблюдений в России Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Метеорология и климатология как наука. Организация гидрометеорологических наблюдений в России Практические 5 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Воздух и атмосфера Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Состав сухого воздуха у земной поверхности. Изменение состава воздуха с высотой. Газовые и аэрозольные примеси. Сам. работа 5 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Давление воздуха. Основное уравнение статики атмосферы Лекции 5 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Давление воздуха Практические 5 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Давление воздуха. Основное уравнение статики атмосферы Сам. работа 5 0 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Радиационные процессы Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Наблюдения за солнечной радиацией Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Распределение солнечной радиации на границе атмосферы. Географическое распределение суммарной радиации земной поверхности на земном шаре. Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.11. Особенности распределения прямой, суммарной солнечной радиации, зависимость ее от крутизны склонов. Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.12. Тепловой режим атмосферы Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.13. Измерение температуры воздуха и почвы Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.14. Географическое распределение температуры, влияние суши и моря, орографии и морских течений. Температуры широтных кругов, аномалии температуры. Температура полушарий и Земли в целом. Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.15. Вода в атмосфере Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.16. Влажность воздуха: величины и измерение Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.17. Облака, осадки, снежный покров. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.18. Самописцы. Географическое распределение осадков. Снежный покров. Сам. работа 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.19. Барическое поле и ветер Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.20. Ветер. Циклоны и антициклоны Практические 5 0 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.21. Общая циркуляция атмосферы. Местные ветры Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.22. Годовой ход, месячные и годовые аномалии давления. Среднее распределение давления у земной поверхности в январе и июле. Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.23. Построение розы ветров. Сам. работа 5 1 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Климатология
2.1. Климаты Земли Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Климат. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Климатообразующие процесы. Географические факиторы климата. Генетическая класификация климатов Б.П. Алисова, В. Кеппена Сам. работа 5 6 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Загрязнение атмосферного воздуха Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. ПДК, комплексный индекс загрязнения ИЗА, кислотные дожди, основные загрязняющие вещества. Сеть службы контроля загрязнения атмосферы. Уровень загрязнения воздуха городов России и Алтайского края. Сам. работа 5 6 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Мониторинг загрязнения окружающей среды Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Подготовка к экзамену Экзамен 5 27 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук Метеорология и климатология : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 : http://elibrary.asu.ru/handle/asu/981
Л1.2 С. П. Хромов, М. А. Петросянц Метеорология и климатология: учеб. для вузов: учеб. для вузов М. : Изд-во МГУ; М. : КолосС , 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук Учение об атмосфере : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук Климатология с основами метеорологии : учеб.-метод. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Кислов, Александр Викторович Климатология : учебник М. : Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт ВНИИГМИ МЦД www.meteo.ru
Э3 Сайт Гидрометцентра России www.meteo.info
Э4 Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра www.meteo-nso.ru
Э5 Курс в Moodle «Климатология с основами метеорологии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Сайт ВНИИГМИ МЦД http://www.meteo.ru
2. Сайт Гидрометцентра России http://www.meteo.info
3. Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра http://www.meteo-nso.ru/
4. Погода в 243 странах мира https://rp5.ru/
5. Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=24

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам по изучению дисциплины

Магистрант в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться.

Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др.
Подготовка к семинару
Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.
Подготовка к сессии
Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен.