МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Социальная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - формирование у студентов представления о проблемах взаимодействия человеческого общества и природы в различные этапы времени, возможных последствиях техногенного влияния на окржающую среду.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект и предмет изучения учебной дисциплины "Социальная экология"; этапы развития социальной экологии; цель, задачи и методы социальной экологии; законы, используемые в социальной экологии; определения понятий - анимизм, тотемизм, фетишизм, антропоцентризм и натуроцентризм, ноосфера; основные характеристики этапов становления взаимоотношений природы и общества в позднем палеолите, мезолите,неолите, энеолите («медный» век), эпохе бронзы, железа («железный век» или античное время), Средневековье (эпоха феодализма), Эпоха Великих географических открытий (эпоха Ренессанса), новое и новейшее время; основные тенденции развития взаимоотношений природы и общества через идеал ноосферы и концепцию устойчивого развития; основные элементы и процессы цивилизации (среда формирования цивилизации, социально-экономические условия, способы производства, общественное сознание, социально-политический строй, социально-антропологические процессы); основные черты среды человека и ее элементов, последствия воздействия факторов среды на человека, причины адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям; современные глобальные проблемы человечества и причины их формирования; основные признаки экологии жизненной среды (городской и сельской среды, жилищной среды, производственной, жизненной, рекреационной); основные правила и принципы экологической этики, положения экологической психологии, экологической культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать межпредметными понятиями и терминами, которые являются базовыми в социальной экологии; отличать охотничье-собирательскую культуру от аграрной культуры, индустриальное обощество от постиндустриального (на уровне взаимоотношения природы и общества); составлять характеристику глобальных проблем человечества (с позиции причинно-следственных связей), этапам развития ноосферы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с различными источниками литературы и электронными ресурсами; составлять тематические доклады и презентации к практическим занятиям семинарского типа; работы над эссе по заданной проблеме; общения в коллективе и рабочей группы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление социальной экологии и её предмет
1.1. Социальная экология как наука Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.2. Семинар: "Становление социальной экологии как науки" Практические 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.3. Социальная экология как наука Сам. работа 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субьекты
2.1. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.2. Семинар"Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации" Практические 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.3. Составить эссе по теме " Становление взаимоотношений человека и природы". Сам. работа 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.4. Составить эссе по теме "Человек и ноосфера". Сам. работа 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.5. Составить эссе по теме "Человек и космос". Сам. работа 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации
3.1. Взаимоотношение природы и общества, исторический аспект Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Взаимоотношение природы и общества, исторический аспект Практические 5 2
3.3. Составить эссе по теме "Современный экологический кризис и пути его преодоления". Сам. работа 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения
4.1. Глобальные проблемы человечества и пути их решения Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения Практические 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.3. Составить эссе по теме: Экология жизненной среды". Сам. работа 5 1 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 5. Поведение человека в естественной и социальной среде
5.1. Поведение человека в естественной и социальной среде Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Поведение человека в естественной и социальной среде Практические 5 2 ОПК-4 Л2.1
5.3. Поведение человека в естественной и социальной среде Сам. работа 5 3 ОПК-4 Л2.1
Раздел 6. Экология жизненной среды
6.1. Экология жизненной среды Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Экология жизненной среды Практические 5 2 ОПК-4 Л2.1
Раздел 7. Элементы экологической этики
7.1. Элементы экологической этики Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1
7.2. Элементы экологической этики Практические 5 2 ОПК-4 Л2.1
Раздел 8. Элементы экологической психологии
8.1. Элементы экологической психологии Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1
8.2. Элементы экологической психологии Практические 5 2 ОПК-4 Л2.1
Раздел 9. Элементы экологической педагогики
9.1. Элементы экологической педагогики Лекции 5 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1
9.2. Элементы экологической педагогики Практические 5 2 ОПК-4 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Социальная экология: объект и предмет изучения. Этапы развития социальной экологии.
2. Цель, задачи и методы социальной экологии.
3. Законы, используемые в социальной экологии.
4. Взаимоотношения природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура.
5. Взаимоотношения природы и общества: индустриальное и постиндустриальное общество.
6. Понятия: анимизм, тотемизм, фетишизм. Характеристика понятий.
7. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: поздний палеолит, мезолит.
8. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: эпоха неолит, энеолит («медный» век) и эпоха бронзы.
9. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: эпоха железа («железный век» или античное время).
10. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: Средневековье (эпоха феодализма), Эпоха Великих географических открытий (эпоха Ренессанса).
11. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: новое и новейшее время.
12. Тенденции развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.
13. Основные элементы и процессы цивилизации (среда формирования цивилизации, социально-экономические условия, способы производства).
14. Основные элементы и процессы цивилизации (общественное сознание, социально-политический строй, социально-антропологические процессы).
15. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Виды деятельности человека.
16. Среда человека и ее элементы. Характеристика классификаций (компонентов среды человека).
17. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям.
18. Современные глобальные проблемы человечества: причины их формирования.
19. Демографические проблемы и их последствия для социума и природы.
20. Ресурсный кризис и его последствия для природы и социума.
21. Экологические проблемы и их последствия для природы и социума.
22. Предпосылки возникновения экологического кризиса.
23. Пути преодоления экологического кризиса в современный период времени.
24. Проблемы здоровья населения и генофонда планеты.
25. Поведение человека. Уровни регуляции поведения человека.
26. Потребности человека. Виды потребностей человека и их характеристика.
27. Поведение человека в естественной и социальных средах.
28. Экология жизненной среды. Характеристика городской и сельской среды.
29. Экология жизненной среды. Характеристика жилищной среды.
30. Экология жизненной среды. Характеристика трудовой (производственной) среды.
31. Экология жизненной среды. Характеристика рекреационной среды.
32. Экологическая этика и ее элементы. Предмет экологической этики.
33. Антропоцентризм и натуроцентризм.
34. Основные правила и принципы экологической этики.
35. Экологическая психология и ее элементы. Предмет экологической психологии.
36. Субъективное отношение к природе и его разновидности. Базовые параметры субъективного отношения к природе.
37. Формы и способы восприятия природных объектов – анимизм, антропоморфизм, персонификация, субъектификация.
38. Экологическое сознание. Антропоцентрическое и эксцентрическое экологическое сознание.
39. Экологическая культура личности. Типы экологической культуры и их характеристика.
40. Географическая среда и ее влияние на процессы этногенеза.
41. Понятие «ноосфера». Идеи о ноосфере (взгляды различных исследователей).
42. Характеристика этапов становления ноосферы.
43. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
44. Характеристика основных идей русского космизма.
45. Влияние космической среды на органический мир Земли.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ЭССЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ТЕМАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
1. "Введение в социальную экологию".
2. "Современный экологический кризис и пути его преодоления".
3. "Элементы экологической психологии".
4. "Экология жизненной среды".
5. "Экология и этногенез".
6. "Человек и ноосфера".
7. "Человек и космос".

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: поздний палеолит, мезолит.
2. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: эпоха неолит, энеолит («медный» век) и эпоха бронзы.
3. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: эпоха железа («железный век» или античное время).
4. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: Средневековье (эпоха феодализма), Эпоха Великих географических открытий (эпоха Ренессанса).
5. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: новое и новейшее время.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Социальная экология" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник М.: Академия, 2010, 2010
Л1.2 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Г. Бганба Социальная экология: учебное пособие для вузов высшей школы, 2004
Л2.2 : ,
Л2.3 : ,
Л2.4 : ,
Л2.5 : ,
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социальная экология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Социальная экология" предполагает освещение ключевых вопросов, которые рассматривают отношения общества со средой жизни человека, а также пути оптимизации этих отношений и решения возникающих экологических проблем.
Содержание данной дисциплины нацелено на формирование представления о взаимоотношениях человека с окружающей природной средой.
Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 5 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Социальная экология" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность процессов, происмходящих между человеком, средой его обитания, в том числе и природной. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям, которые составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов; 2) письменной работой.