МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы управления природопользованием
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 18 14 18
Сам. работа 25 21 25 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы управления природопользованием

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионвльного образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень)"магистр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "29" марта 2010 г. № 243

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение магистрантами современными знаниями об особенностях и закономерностях функционирования механизмов управления природопользованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-2: способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности
ОПК-6: владением методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей
ОПК-7: способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ПК-1: способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
ПК-4: способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы аналитико-синтетической работы, способы классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации;
- современные компьютерные технологии, используемые при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;
- основы управления природопользованием;
- основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов направления, развитие научно-практической мысли специалистов в области природно-ресурсной безопасности;
- методы количественной и качественной обработки статистической информации
- понятия, представления о правовых и этических нормах при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов
- основные экологические законы, взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы;
- роль антропогенного фактора на современном этапе;
- причины (природные и антропогенные) экологических кризисов;
- процессы и последствия антропогенной трансформации окружающей среды;
- географию, социально-экономические и экологические последствий использования природных ресурсов
- современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать содержание научных публикаций (статей, монографий);
- проводить аннотирование и реферирование научных публикаций и источников информации;
- применять дедуктивный и индуктивный способы при мыслительной деятельности;
- использовать современные компьютерные технологии в профессиональной деятельности
- собирать материалы, определенные с руководителем ВКР в качестве необходимых источников (статистические данные, картографические материалы);
- применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;
- оценивать репрезентативность собранного материала;
- использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной детельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом;
- обосновывать выбор приоритетных направлений для решения проблем природопользования;
- применять теоретические знания для практического анализа особенностей проблем охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- проводить региональный анализ основных экологических проблем, возникающих при разных видах, масштабах и интенсивности использования природных ресурсов;
- проводить анализ влияния социально-экономических условий разных стран на специфику взаимоотношений в системе «общество - окружающая среда» и стратегии устойчивого развития;
- использовать (применять) современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований в сфере профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способами аналитико-синтетической рабо-ты, классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации;
- навыками применения современных компьютерных технологий при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;
- методами сбора и анализа получаемой информации;
- основными методами обработки информации в области природопользования;
- навыками профессионального оформления и предоставления результатов научно-исследовательских и научно-производственных работ;
- навыками использования углубленных знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом;
- навыками самостоятельной работы со спе-циализированной литературой и в сети Интернет;
- навыками чтения тематических и общегеографических карт;
- методическими подходами к анализу экологических про-блем;
- построения и анализа графиков;
- способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований (практического использования современных компьютерных технологий при сборе, хранении, обработке, анализе, передаче географической информации) в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Принципы взаимодействия общества и природы
1.1. Принципы взаимодействия общества и природы Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Принципы взаимодействия общества и природы Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
1.3. Принципы взаимодействия общества и природы Сам. работа 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
Раздел 2. Природные ресурсы и виды природопользования
2.1. Природные ресурсы и виды природопользования Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
2.2. Природные ресурсы и виды природопользования Практические 1 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
2.3. Природные ресурсы и виды природопользования Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
Раздел 3. Природно-ресурсный потенциал территории
3.1. Природно-ресурсный потенциал территории Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
3.2. Природно-ресурсный потенциал территории Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
3.3. Природно-ресурсный потенциал территории Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
Раздел 4. Управление природопользованием
4.1. Управление природопользованием Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
4.2. Управление природопользованием Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
Раздел 5. Правовые механизмы управления природопользованием
5.1. Правовые механизмы управления природопользованием Практические 1 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
5.2. Правовые механизмы управления природопользованием Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
Раздел 6. Экономика природопользования
6.1. Экономика природопользования Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
6.2. Экономика природопользования Сам. работа 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
Раздел 7. Системы природопользования
7.1. Системы природопользования Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4
7.2. Системы природопользования Сам. работа 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания

В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гальперин Михаил Владимирович Экологические основы природопользования: Учебник ФОРУМ, 2018 http://znanium.com/go.php?id=931109
Л1.2 Корытный Л.М., Потапова Е.В. Основы природопользования: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/osnovy-prirodopolzovaniya-414381
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ерофеев Борис Владимирович Экологическое право: Учебник ФОРУМ, 2017 http://znanium.com/go.php?id=771008
Л2.2 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование : учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434663
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теоретические основы управления природопользованием https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2939#section-6
Э2 География и природные ресурсы http://www.irigs.irk.ru/gipr
Э3 Экологический вестник России http://ecovestnik.ru
Э4 Курс в Moodle «Теоретические основы управления природопользованием» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2939
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.