МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техногенные системы и экологический риск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 19
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 19 19 19 19
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева Светлана Сергеевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Техногенные системы и экологический риск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины "Техногенные системы и экологический риск" - изучение воздействия техногенных систем на окружающую среду и выявление степени экологического риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав техносферы; структуру техногенной системы; последствия от антропогенных воздействий на атмосферу, гидросферу, литосферу; проблемы адаптации и здоровья человека к техногенным воздействиям; о рисках (при эксплуатации техногенных систем); причины возникновения аварий и катастроф; подходы, направленные на решение проблемы безопасности и устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать последствия воздействия техногенных систем на компоненты окружающей среды и здоровье человека;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками анализа статистических материалов, отражающих степень риска от воздействия техногенных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Основные понятия курса «Техногенные системы и экологический риск»: риск, виды риска, опасность, объект риска. Лекции 5 2 ОПК-8 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.5, Л2.6
1.2. «Анализ актуальной нормативной документации в сфере регулирования деятельности техногенных систем» Практические 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.3. Основные понятия курса «Техногенные системы и экологический риск»: риск, виды риска, опасность, объект риска. Сам. работа 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Природная опасность. Экологический пиродный риск.
2.1. Природная опасность. Экологический природный риск: понятие, механизм возникновения. Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Техногенные системы и их влияние на окружающую среду и здоровье человека (экологический риск). Практические 5 4 ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.3. «Расчет индивидуального риска» Практические 5 4
2.4. Природная опасность. Экологический природный риск: понятие, механизм возникновения. Сам. работа 5 6 ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Опасные природные процессы и явления
3.1. Опасные природные процессы и явления Лекции 5 2
3.2. Опасные природные процессы и явления Сам. работа 5 3 ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6
3.3. Оценка опасных воздействий на окружающую среду и здоровье человека. Практические 5 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Техногенные системы: понятие, классификация, особенности функционирования.
4.1. Техногенные системы: понятие, классификация, особенности функционирования. Лекции 5 2 ОПК-8 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2
4.2. «Функционирование техногенных (природно-техногенных) систем» Практические 5 6 ОПК-8 Л2.3, Л1.2
4.3. Техногенные системы: понятие, классификация, особенности функционирования. Сам. работа 5 8 ОПК-8 Л2.7, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1.Цель, задачи, объект, предмет и содержание учебной дисциплины «Техногенные системы и экологический риск».
2.Понятие о техногенной системе. Структура и состав системы. Продукция и продукты промышленного звена техногенной системы.
3.Типичные группы загрязнителей (или отдельные поллютанты) атмосферного воздуха, воды, почвы, биоты.
4.Загрязнения и нарушения в окружающей среде. Классификации загрязнений (по масштабу, компонентам) и нарушений.
5.Основные химические загрязнители атмосферы. Влияние загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
6.Основные химические загрязнители атмосферы. Смог и фотохимический туман.
7.Неионизирующее излучение. Шум и вибрация как загрязнители атмосферы. Влияние загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
8.Методы оценки и измерения шумового загрязнения. Нормирование шума. Проведение акустического расчета.
9.Неионизирующее излучение. Электромагнитное излучение. Влияние загрязнителя на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
10.Электромагнитные поля промышленной частоты. Защитные средства от электромагнитного излучения.
11.Физические загрязнители атмосферы. Тепло, свет, звук. Влияние загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
12.Лазер как загрязнитель атмосферы. Нормирование лазерного излучения. Меры и средства защиты от лазерного излучения.
13.Ионизирующее излучение (радиация ионизирующая). Влияние загрязнителя на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
14.Фоновое облучение населения. Радиационные эффекты облучения людей.
15.Нормирование радиационного облучения. Методы и средства контроля радиационной обстановки.
16.Санитарно-гигиенические показатели загрязнения атмосферы. Комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха.
17.Раздельное нормирование загрязняющих веществ в воздухе. Ограничения выбросов.
18.Критерии крупных пожаров и их последствий. Установление категории производств по пожарной и взрывной опасности. Классы взрывоопасных зон.
19.Основные химические загрязнители гидросферы. Влияние загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
20.Основные физические и биологические загрязнители гидросферы. Влияние загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
21.Оценка качества водной среды. Обеспечение качества водных объектов.
22.Регламентация поступления загрязняющих веществ в гидросферу.
23.Основные химические загрязнители литосферы. Влияние загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
24.Основные физические и биологические загрязнители литосферы. Влияние загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека. Источники загрязнений.
25.Земельные ресурсы как объект антропогенного влияния. Основные загрязнители почвы.
26.Нормирование загрязняющих веществ в почве.
27.Экологический риск в процессе выпуска готовой продукции и появления загрязняющих веществ (поллютантов) в рабочей зоне предприятий и окружающих их территорий.
28.«Эффект суммации». Примеры промышленного производства, где проявляется данный эффект.
29.Понятие об опасностях. Причины и последствия опасностей. Вероятность и последствия. События с высокой и низкой вероятностью.
30.Систематические опасные воздействия на человека и окружающую среду. Примеры.
31.Виды природных катастрофических явлений. Меры предупреждения и предотвращения стихийных природных явлений.
32.Понятие о риске. Уровень риска, его расчет. Оценка риска на основе доступных данных.
33.Понятие о риске. Сравнение и анализ рисков в единой шкале. Особенности управления риском в экстремальных условиях.
34.Система экологических рисков. Практическое применение системы.
35.Понятие о техногенных авариях. Типы аварий. Примеры.
36.Виды аварий. Примеры.
37.Техногенные аварии это источники негативных факторов техносферы. Первичные негативные факторы. Эффект домино. Допустимый риск. Расчеты экологического риска. Статистические данные.
38.Управление риском при техногенных авариях. Стресс – индексы. Сопоставление рисков.
39.Понятие об экологической ситуации. Причины возникновения благоприятной и неблагоприятной экологических ситуаций.
40.Виды экологических ситуаций (по деятельности человека). Причины их возникновения.
41.Классификация экологических ситуаций по уровню (степени) остроты.
42.Понятие о чрезвычайных экологических ситуациях. Природная чрезвычайная ситуация.
43.Понятие о чрезвычайных экологических ситуациях. Техногенная чрезвычайная ситуация.
44.Экологический ущерб. Оценка экологического ущерба.
45.Региональная оценка риска.
46.Зоны экологического риска.
47.Социальные и экономические аспекты риска.
48.Экономический подход к проблемам безопасности; стоимостная оценка риска; приемлемый уровень риска. Связь уровня безопасности с экономическими возможностями общества.
49. Техногенные системы города (по выбору студента) и их влияние на окружающую среду.
50. Экологическая ситуация в городе (по выбору студента). Районы с благоприятной и неблагоприятной экологической ситуацией.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Заполнить таблицу «Влияние загрязняющих веществ (загрязнителей или поллютантов) на компоненты окружающей среды» (перечень колонок: группы загрязнителей (или поллютантов), влияние загрязняющих веществ (загрязнителей или поллютантов) на компоненты окружающей среды).
2. Рассмотреть структуру и содержание таблиц приложения «Системы и методы очистки на предприятиях разных отраслей промышленности г. Барнаула», составленных на основе материалов Управления Росприроднадзора, 2012.
3. Составить (построить) диаграммы, отражающие соотношение количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ (по каждой отдельной промышленности). После выполнения работы сделать выводы.
4. Составить схему(ы) или таблицу(ы), отражающую(ие) зависимость между видами деятельности предприятия (выпускаемой продукцией) и основными загрязняющими веществами (поллютантами), образованными в ходе производства. Указать их влияние на компоненты окружающей среды и здоровье человека.
5. Выявить способы (методы и средства) контроля и защиты окружающей среды (включая здоровье человека) от воздействия загрязняющих веществ и различных факторов антропогенного происхождения (смог и фотохимический туман, шум и вибрация, электромагнитное излучение, тепло, свет, звук, лазер, радиация ионизирующая, пожары). В ходе выполнения работы необходимо всю информацию «преобразовать» в схемы, таблицы, рисунки (допускается оформление теоретических материалов в виде слайдов презентации).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Техногенные системы и экологический риск" (по каждому разделу) приведены в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сынзыныс Б.И Экологический риск : учебное пособие Логос, 2005
Л1.2 Калыгин, Виталий Геннадьевич Промышленная экология: учеб. пособие Академия, 2010
Л1.3 Гвоздинский В. И. Технологические системы производства: Самара, 2011
Л1.4 Белов, С. В. Техногенные системы и экологический риск: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A076881F-B7E7-4212-AA21-ECB20928C9ED
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сынзыныс Б.И., Тянтова Е.Н., Мелехова О.П. Экологический риск: учеб. пособие М.: Логос, 2005
Л2.2 Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков Промышленная экология : учебник и практикум для вузов МИЭТ. - М. : Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Алымов В.Т., Тарасова Н.П. Техногенный риск: анализ и оценка: учеб. пособие для вузов М.: Академкнига, 2007
Л2.4 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. Промышленная экология: Учебник и практикум для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 В. М. Питулько, В. В. Кулибаба, В. В. Растоскуев Техногенные системы и экологический риск : учебник Академия, 2013
Л2.6 П. Г. Белов, К. В. Чернов ; под общ. ред. П. Г. Белова Техногенные системы и экологический риск : учебник и практикум для академического бакалавриата , 2018 www.biblio-online.ru/book/C08D89F0-C298-42D9-9881-CF2EAE872C9E
Л2.7 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Техногенные системы и экологический риск» portal.edu.asu.ru
Э2 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Техногенные системы и экологический риск" нацелена на формирование представления о воздействии техногенных систем на окружающую среду и выявление степени экологического риска.
Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 5 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Техногенные системы и экологический риск" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность процессов, происходящих в городской среде. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.