МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техногенные системы и экологический риск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Техногенные системы и экологический риск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины "Техногенные системы и экологический риск" - изучение воздействия техногенных систем на окружающую среду и выявление степени экологического риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки
ПК-4 способностью правильно и эффективно выполнять мероприятия по сохранению насаждений в интересах обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав техносферы; структуру техногенной системы; последствия от антропогенных воздействий на атмосферу, гидросферу, литосферу; проблемы адаптации и здоровья человека к техногенным воздействиям; о рисках (при эксплуатации техногенных систем); причины возникновения аварий и катастроф; подходы, направленные на решение проблемы безопасности и устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать последствия воздействия техногенных систем на компоненты окружающей среды и здоровье человека;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками анализа статистических материалов, отражающих степень риска от воздействия техногенных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Введение в курс. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.5, Л2.6
1.2. Техногенные системы и их воздействия на окружающую среду. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.5, Л2.6
1.3. Подготовка к практической работе 1, 2 (составление перечня основных загрязнителей воздуха, воды, почвы). Сам. работа 5 4 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.4. Влияние загрязняющих веществ (загрязнителей или поллютантов) на компоненты окружающей среды. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.5. Подготовка к практической работе 3, 4 (теоретический обзор). Сам. работа 5 6 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.6. Техногенные системы и их влияние на окружающую среду. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Влияние антропогенной деятельности на сферы Земли.
2.1. Влияние антропогенной деятельности на состав и процессы в атмосфере. Лекции 5 6 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Подготовка к практической работе 5,6. Сам. работа 5 6 ОПК-2, ПК-4
2.3. Неионизирующее и ионизирующее излучение. Влияние загрязнителя на окружающую среду и здоровье человека. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-4
2.4. Влияение антропогенной деятельности на состав и процессы в гидросфере. Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.5. Влияние антропогенной деятельности на состав и процессы в литосфере. Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.6. Подготовка к практической работе 7, 8. Сам. работа 5 6 ОПК-2, ПК-4
2.7. Загрязнители гидросферы и атмосферы. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-4
2.8. Подготовка к практической работе 9, 10. Сам. работа 5 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.9. Техногенные системы и их влияние на окружающую среду и здоровье человека (экологический риск). Практические 5 4 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Контроль и защита окружающей среды от техногенных опасностей. Экологические риски.
3.1. Опасные воздействия на человека и окружающую среду. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.2. Подготовка к практической работе 11, 12, 13 (семинарского типа). Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6
3.3. Методы и средства контроля, защиты окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ и различных факторов антропогенного происхождения. Практические 5 6 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6
3.4. Экологический риск: уровень риска, оценка риска. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.5. Подготовка к практической работе 14, 15, 16. Сам. работа 5 10 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.6
3.6. Количественная оценка опасных воздействий. Анализ риска. Практические 5 6 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.7. Техногенные аварии это источники негативных факторов техносферы. Управление риском при техногенных авариях. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.8. Подготовка к практической работе 17, 18, 19. Сам. работа 5 9 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.9. Оценка опасных воздействий на окружающую среду и здоровье человека. Практические 5 6 ОПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сынзыныс Б.И Экологический риск : учебное пособие Логос, 2005
Л1.2 Калыгин, Виталий Геннадьевич Промышленная экология: учеб. пособие Академия, 2010
Л1.3 Гвоздинский В. И. Технологические системы производства: Самара, 2011
Л1.4 Белов, С. В. Техногенные системы и экологический риск: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A076881F-B7E7-4212-AA21-ECB20928C9ED
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сынзыныс Б.И., Тянтова Е.Н., Мелехова О.П. Экологический риск: учеб. пособие М.: Логос, 2005
Л2.2 Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков Промышленная экология : учебник и практикум для вузов МИЭТ. - М. : Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Алымов В.Т., Тарасова Н.П. Техногенный риск: анализ и оценка: учеб. пособие для вузов М.: Академкнига, 2007
Л2.4 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. Промышленная экология: Учебник и практикум для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 В. М. Питулько, В. В. Кулибаба, В. В. Растоскуев Техногенные системы и экологический риск : учебник Академия, 2013
Л2.6 П. Г. Белов, К. В. Чернов ; под общ. ред. П. Г. Белова Техногенные системы и экологический риск : учебник и практикум для академического бакалавриата , 2018 www.biblio-online.ru/book/C08D89F0-C298-42D9-9881-CF2EAE872C9E
Л2.7 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Техногенные системы и экологический риск» portal.edu.asu.ru
Э2 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Техногенные системы и экологический риск" нацелена на формирование представления о воздействии техногенных систем на окружающую среду и выявление степени экологического риска.
Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 5 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Техногенные системы и экологический риск" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность процессов, происходящих в городской среде. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.