МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биомедицинская инженерия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 5,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, Доцент, Андрухова Т.В.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Биомедицинская инженерия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 03.03.02 «Физика», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 937

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, проф. Плотников В.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, проф. Плотников В.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с основными направлениями и проблемами фундоментальных и прикладных исследований в биомедицинской инженерии (БМИ). Анализ основных тенденций в развитии БМИ, выявление ее перспективных направлений и возможности практического применения. Формирование у будущих специалистов знаний по современным проблемам биомедицинской наноинженении, а также практических навыков прогнозных оценок инновационных напавлений ее развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин
ПК-2 способностью проводить научные исследования в избранной области экспериментальных и (или) теоретических физических исследований с помощью современной приборной базы (в том числе сложного физического оборудования) и информационных технологий с учетом отечественного и зарубежного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю и основные этапы развития биомедицинских исследований;
- роль цифровых и компьютерных технологий в прогрессе создания аппаратуры медико-биологического назначения.
- основные проблемы и направления развития фундаментальных и прикладных исследований в биомедицинской и экологической инженерии;
- предметные области использования достижений биомедицинской и экологической инженерии.
- технические и программные средства реализации медицинских информационных технологий, основы работы в локальных и глобальных сетях
- основные закономерности протекания биологических процессов, их свойства и параметры, технические характеристики приборов и систем биотехнического и медицинского назначения,
- основные этапы анализа и синтеза биотехнических систем;
- теоретические основы и принципы математических методов анализа и обработки биомедицинских сигналов и изображений;
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать основные тенденции в развитии биомедицинской и экологической инженерии;
- анализировать основные тенденции в развитии биомедицинской и экологической инженерии;
- применять методы экспертного опроса для определения инновационных направлений развития биомедицинской и экологической инженерии;
- рассматривать свойства и биометрические характеристики организма человека, как объект изучения и управления его состоянием;
- формулировать специфические особенности этого вида объекта, которые характеризуют человека как управляющее звено биотехнической системы;
- работать со специальной литературой;
- рационально использовать биологические принципы при конструировании диагностических и лечебных технических средств;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение специальной терминологией дисциплины;
- владения принципами функционирования системы «человек – общество – окружающая среда»;
- владения современными методами научно-технического прогнозирования развития предметных областей науки и техники.
- владения теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ, экспериментальными методами определения физико-химических свойств биологических объектов;
- владения информацией об основных достижениях в области применения технических средств для съемки, регистрации, обработки с целью диагностики и оказания лечебных воздействий, реабилитации, замещения утраченных функций, профотбора и санитарно-гигиенического контроля, экологической безопасности и тд.;
- навыками оценки изменений параметров биологических объектов, используя современную измерительную технику.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные направления развития биомедицинской инженерии (БМИ)
1.1. Познание работы организма как единой целостно системы. Современные тенденции в развитии БМИ Лекции 8 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.2. История и методология биомедицинской инженерии. Устройства и материалы медико-биологического назначения Лекции 8 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.3. Характеристика биологических систем как объектов исследования. Системные аспекты проведения медико-биологических исследований. Техническое обеспечение медико-биологических исследований. Биомедицинские электронные приборы, аппараты, системы и комплексы, области их применения и перспективы развития Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.4. Развитие биомедицинской инженерии в 16-18 векахю Развитие биомедицинской инженерии в 19-21 веках. Роль биосенсорных технологий в прогрессе биомедицины Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.5. Основные направления развития биомедицинской инженерии (БМИ) Сам. работа 8 5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Бионанотехнологии - настоящее и будущее БМИ
2.1. Биоматериалы и устройства для тканевой инженерии и регенеративной медицины. Лекции 8 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Исседования в области бионанотехнологии. Нанороботы. Баинаноэлектроды. Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Бионанотехнология.Объемные наноматериалы Лекции 8 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.4. Нано/био интерфейс Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Наноматериалы и их производство Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.6. Наноматериалы и наноустройства на основа углерода Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.7. Наноустройства Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.8. Нанофактура устройств Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.9. Наносистемы и их конструирование Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.10. Бионанотехнологии Сам. работа 8 5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Биосенсорные и биоэлектронные системы для создания биокомпьютеров
3.1. Класификация и области применения биосенсоров. Принцип действия биосенсоров. Примеры реальных биосенсоров. Современное состояние разработок биосенсоров на основе полупроводниковых структур. Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.2. Биосенсорые и клеточные технологии в биомедицинской инженерии. Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.3. Биологические сенсоры как основа создания новых методов анализа БАВ. Принципы устройства и функционирования биосенсоров. Классификация биосенсоров по типу биологического компонента и преобразователя сигнала. Применение биосенсоров в биологии и медицине. Новые материалы и технологии для биосенсоров. Устройство оптических чипов и принципы работы с ними. Технологии конструирования электродных ансамблей (микролитография, трафаретная печать и др.). Lab-on-chip технологии. Биосенсоры как инструмент нанотехнологии. Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.4. Биосенсорные и биоэлектронные системы для создания биокомпьютеров Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Биомедицинские микросистемы
4.1. Классификация основных направлений. Примеры применения биомедицинских микросистем Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.2. Эндовидиокапсула. Микроактюаторы.Конструкции хирургических микроинструментов изготовленных с помощью объемной микрообработки. Микроиглы (для диабетиков) Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.3. Биомедицинские микросистемы Сам. работа 8 5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Медицинские робототехнические системы
5.1. Основные типы биороботов. Недостатки технических средств реканализации кровеносных сосудов. Общие требования к медицинским микророботам и примеры их применения Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.2. Медицинские микророботы Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.3. Медицинские робототехнические системы Сам. работа 8 5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Имплантируемые системы и методы бесконтактной регистрации физиологических характеристик человеческого организма
6.1. Исплантируемые кардиостимуляторы. Методы бесконтактной регистрации физиологических характеристик человека (оператора эргатических систем) Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
6.2. Имплантируемые системы и методы бесконтактной регистрации физиологических характеристик человеческого организма Сам. работа 8 5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Квазистатическая электромагнитная томография - новая технология компьютерной томографии
7.1. Электроимпедансная томография. Виды электроимпедансных томограмм Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
7.2. Перспективы развития цифровой рентгенотехники. Интервенционная радиология. Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
7.3. Квазистатическая электромагнитная томография - новая технология компьютерной томографии Сам. работа 8 3 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 8. Виды биологических волновых воздействий на организм человека
8.1. Биофизика процессов взаимодействия высокочастотных полей с живым веществом:ультрозвуковое воздействие; лазерное воздействие; методы неинвазивной диагностикидля исследования деятельности мозга; изотопные технолгии; СВЧ-томография; радиолокационные средства СВЧ-диапазона для дистанционного контроля параметров кардиореспираторной системы человека; волновой геном П. Гаряева;оптическая томография Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
8.2. Волновая генетика. Оператор времени. Биомолекулярно-радиоэлектронные системы. Поверхностная радиолокация Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
8.3. Виды биологических волновых воздействий на органисз человека Практические 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Проблемы реабилитационной индустрии
9.1. Основные области исследований в реабилитологии Лекции 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 10. Телемедицина и глобальные информационные сети
10.1. Основные понятия телемедицины. Принцип проектирования и разработки телемедицинских систем и сетей. Перспективы развития телемедицины. Лекции 8 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 11. Современное состояние и проблемы технического обеспечения медицины катастроф
11.1. Проблемы оказания специализированной экстренной медицинской помощи. Актуальные вопросы организации экстренной медицинской помощи Лекции 8 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
11.2. Методики и медикотехническое оснащение подразделений экстремальной медицины (перспективы) Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
11.3. Современное состояние и проблемы технического обеспечения медицины катастроф Сам. работа 8 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 12. Автоматизированные медицинские информационные системы
12.1. Автоматизированная информационная система мониторинга медицинских изделий. Автоматизированные системы сканирующей диагностики здоровья населения Лекции 8 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
12.2. Автоматизированные медицинские информационные системы Сам. работа 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 13. Влияние NBIC-конвергенции на развитие биомедицинской инженерии
13.1. NBIC-конвергенция. Развитие и области применения NBIC-технологий, обусловленные видом конвергенции Лекции 8 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
13.2. Влияние NBIC-конвергенции на развитие биомедицинской инженерии Сам. работа 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 14. Экология человека
14.1. Влияние природных и эколого-физиологических факторов на экологию человека Лекции 8 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
14.2. Физиологическая адоптация к искусственной среде обитания. Глобальные экологические проблемы Практические 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
14.3. Экология человека Сам. работа 8 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы:
1) Характеристика биологических систем как объектов исследования
2) Системные аспекты проведения медико-биологических исследований
3) Техническое обеспечение медико-биологических исследований
4) Биомедицинские электронные приборы, аппараты, системы и комплексы, области их применения и перспективы развития
5) Развитие биомедицинской инженерии в 16-18 веках
6) Развитие биомедицинской инженерии в 19-21 веках
7) Роль биосенсорных технологий в прогрессе биомедицины
8) Биологические сенсоры как основа создания новых методов анализа БАВ.
9) Принципы устройства и функционирования биосенсоров.
10) Классификация биосенсоров по типу биологического компонента и преобразователя сигнала.
11) Применение биосенсоров в биологии и медицине.
12) Новые материалы и технологии для биосенсоров.
13) Устройство оптических чипов и принципы работы с ними.
14) Технологии конструирования электродных ансамблей (микролитография, трафаретная печать и др.).
15) Lab-on-chip технологии. Биосенсоры как инструмент нанотехнологии.
16) Дизайн пейсмекеров - водителей ритма сердца.
17) Типы пейсмейкеров и их применение
18) Дефибрилляторы - дизайн и применение
19) Протезы сосудов: проблемы и перспективы
20) Искусственное сердце
21) Электростимуляции мышц и нервной системы
22) Применение электрических импульсов для терапии нервных заболеваний
23) Устройства для слабовидящих пациентов.
24) Протезы органов слуха
25) Медицинские аспекты протезирования конечностей
26) Современные успехи в протезировании конечностей
27) Имплантируемые материалы.
28) Современные успехи в протезировании внутренних органов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Дизайн пейсмекеров - водителей ритма сердца;
2. Типы пейсмейкеров и их применение;
3. Дефибрилляторы - дизайн и применение;
4. Протезы сосудов: проблемы и перспективы;
5. Искусственное сердце;
6. Электростимуляции мышц и нервной системы;
7. Применение электрических импульсов для терапии нервных заболеваний;
8. Устройства для слабовидящих пациентов;
9. Протезы органов слуха;
10. Медицинские аспекты протезирования конечностей;
11. Современные успехи в протезировании конечностей;
12. Имплантируемые материалы.
13. Современные успехи в протезировании внутренних органов и др.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
- контрольно-оценочные материалы (КОМ), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций, оформленные в виде модулей с заданиями для оценки освоения дисциплины "Биомедицинская инженерия". Каждый оценочный материал (модуль) обеспечивает проверку освоения конкретных разделов дисциплины, формируемых этим разделом компетенций и (или) их элементов: знаний, умений.
- задания в тестовой форме, для проведения промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих требований:
1. текстовый редактор MS Word, формат файла – doc;
2. текст файла с набором заданий по теме не имеет специальной разметки, в которой различаются: текст задания, верный ответ;
3. в комплекте тестовых заданий использованы все формы тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма тестового задания;
4. на каждый проверяемый учебный элемент по теме дисциплины имеется более одного тестового задания.
- комплект оценочных материалов (типовых заданий, нестандартных заданий, наборы проблемных ситуаций, соответствующих дисциплина "Биомедицинская инженерия", сценарии деловых игр, практические задания и т.п.), структурированный в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пахарьков Г. Н. Биомедицинская инженерия: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: учебное пособие СПб.: Политехника, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Илясов Л. В. Биомедицинская аналитическая техника [Электронный ресурс]: учебное пособие СПб.: Политехника, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карасев В. А. , Лучинин В. В. Введение в конструирование бионических наносистем [Электронный ресурс]: научная монография М.: Физматлит, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Редактор: Витязь П.А. Порошковая металлургия: инженерия поверхности, новые порошковые композиционные материалы. Сварка. Powder Metallurgy: Surface Engineering, New Powder Composite Materials. Welding. В двух частях, Ч. 1 [Электронный ресурс]: научная литература Минск: Белорусская наука, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Под редакцией: Гонсалвес К.Е., Хальберштадт К.Р., Лоренсин К.Т., Наир Л.С. Наноструктуры в биомедицине [Электронный ресурс]: профессиональная литература М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Excel (Microsoft);
OriginLab Origin Pro;
MatLAB (MathWorks);
MathCAD (Parametric Technology Corporation);
Mathematica (Wolfram Research, Inc www.wolfram.com.);
Google SketchUp
3DCrafter
Art of Illusion
Creo Elements / Direct - ранее CoCreate
DrawPlus Starter Edition
FreeCAD
GLC Player
Netfabb Studio Basic
K-3D
OpenSCAD
Tinkercad
AutoCAD 2016
Google SketchUp 2016 2016 16.0.19911
Autodesk 3ds Max 2016 18.0 Autodesk 3ds Max (3D Studio Max) 2016 18.0
Ashampoo 3D CAD Architecture 5.0.0 Ashampoo 3D CAD Architecture 5.0.0
Wings 3D 1.5.4 Wings 3D 1.5.4
ZWCAD 2015 ZWCAD 2015
ZWCAD 2012 Standard
Blender Portable 2.76b
VariCAD 2015 1.04 VariCAD 1.04
VariCAD
и др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Biomedical engineering online - http://www.biomedical-engineering-online.com/
Introduction to biomedical engineering - http://academicearth.org/courses/introduction-to-biomedical-engineering/
Journal of Visualized Experiments - http://www.jove.com/
Биомолекула (журнал) - http://biomolecula.ru/
Портал нанометр - www.nanometer.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов физики для широкого спектра задач в области биомедицинской инжененрии.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Биомедицинская инженения» необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины «Биомедицинская инженения» рекомендуется:
- систематически выполнять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам и методическим указаниям ;
- своевременно выполнять практические задания.
- своевременно и систематически защищать результаты своих индивидуальных заданий.
В течение семестра студенты выполняют:
- домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли);
- промежуточные задания, во время практических (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике биомедицинских инженерных исследований;
- построение "дерева решений" для проведения наиболее эфффективного анализа методик эксперимента в биомедицинской инженерии;
- обсуждают задания практических занятий методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других.