Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 03.04.02. Физика |
Профиль | Физика наносистем |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 03_04_02_ФН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников Владимир Александрович
1.1. | Целью освоения дисциплины (модуля) Дополнительные главы нелинейной физики является понимание обучающимися особенностей математического описания нелинейных явлений и получение навыков расчетов параметров нелинейных волн |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ПК-1 | способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики и решать их с помощью современной аппаратуры и информационных технологий с использованием новейшего российского и зарубежного опыта |
ПК-6 | способностью методически грамотно строить планы лекционных и практических занятий по разделам учебных дисциплин и публично излагать теоретические и практические разделы учебных дисциплин в соответствии с утвержденными учебно-методическими пособиями при реализации программ бакалавриата в области физики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Фундаментальные физические законы в области нелинейных явлений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Обрабатывать и визуализировать полученные результаты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Приемами анализа и синтеза |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Межатомные взаимодействия в конденсированных средах | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.2. | Компьютерное моделирование наносистем | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.3. | Нелинейных модели Хартри и Хартри-Фока | Лекции | 2 | 4 | ОК-1, ПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.4. | Потенциалы Леннарда-Джонса и Морзе | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.5. | Метод молекулярной динамики | Практические | 2 | 4 | ОК-1, ПК-1 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.6. | Применение метода молекулярной динамики для расчета структуры аморфных металлов | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.7. | Моделирование наноструктур методом Монте-Карло | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.8. | Нелинейные модели сплошной среды для изучения наносистем | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.9. | Устойчивость и неустойчивость | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-1, ПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.10. | Динамические системы в физике | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-1, ПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
1.11. | Потенциалы Леннарда-Джонса и Морзе | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Укороченное действие. Канонические преобразования. Канонически сопряженные переменные. Движение как каноническое преобразование. Теорема Лиувилля. Переменные действие-угол. Гармонический осциллятор в переменных действие-угол. Динамические системы в физике. Фазовый поток. Отображение Пуанкаре. Каскады. Качественный анализ движения с помощью отображения Пуанкаре. Интегрируемые системы. Геометрическая интерпретация интегрируемых систем. Инвариантные торы. Системы, близкие к интегрируемым. Теорема Колмогорова–Арнольда–Мозера. Устойчивость и неустойчивость. Первый и второй методы Ляпунова. Функция Ляпунова. Устойчивость движения по Пуассону. Классификация особых точек. Фазовый портрет нелинейного осциллятора. Устойчивость периодического движения. Режимы возбуждения автоколебаний. Генератор Ван-дер-Поля. Методы решения уравнения Ван-дер-Поля. Предельные циклы. Структурная устойчивость (грубость). Гомологическое уравнение. Бифуркации. Типы бифуркаций. Бифуркация Пуанкаре-Андронова-Хопфа. Тепловая конвекция. Теория эффекта Бенара. Система Лоренца. Эргодичность. Перемешивание. Расцепление временных корреляций. Аттракторы. Странные аттракторы. Энтропия Крылова-Колмогорова. Свойства характеристических показателей Ляпунова. Критерии динамического хаоса. Численный метод расчета показателей Ляпунова. Размерности стохастического аттрактора. Фрактальная размерность. Размерность Хаусдорфа. Обобщенная размерность. Связь размерностей аттрактора с показателями Ляпунова. Спектр динамической системы в хаотическом режиме. Динамика точечных отображений. Универсальное и стандартное отображение. Нелинейный резонанс. Перекрытие резонансов. Критерий Чирикова. Логистическое отображение. Теорема Шарковского. Универсальная постоянная Фейгенбаума. Уравнение Фробениуса-Перрона. Определение предельной плотности вероятности для логистического отображения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е.Ф. Мищенко, В.А. Садовничий, А.Ю. Колесов, Н.Х. Розов | Многоликий хаос [Электронный ресурс]: монография | М.: Физматлит, 2012 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Н.Г. Рамбиди, А.В. Берёзкин | Физические и химические основы нанотехнологий [Электронный ресурс]: учебное пособие | М.: Физмалит, 2009 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.А. Абакумова | Структура сверхкритического метанола по данным классической молекулярной динамики и метода карапаринелл: Пособие | Лань, 2013 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Д.И. Трубецков, А.А. Короновски | Методы нелинейной динамики и теории хаоса в задачах электроники сверхвысоких частот. В 2-х. Том 1.Стационарные процессы [Электронный ресурс]: учебное пособие | М.: Физматлит, 2009 | https://e.lanbook.com/book/2346 |
Л2.3 | Д.И. Трубецков, А.А. Короновский | Методы нелинейной динамики и теории хаоса в задачах электроники сверхвысоких частот. В 2-х. Том 2. Нестационарные и хаотические процессы [Электронный ресурс]: учебное пособие | М. : Физматлит, 2009 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И.М. Ибрагимов, А.Н. Ковшов, Ю.Ф. Назаров | Основы компьютерного моделирования наносистем [Электронный ресурс]: учебное пособие | СПб: Лань, 2010 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Дополнительные главы нелинейной физики, автор Сагалаков А.М. | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) OriginLab Origin Pro 8.0 (OriginLab), 2008-2012 г. - бесплатный софт MatLAB 7 (MathWorks), 2010-2012 г. - бесплатный софт MathCAD 14/15 (Parametric Technology Corporation), 2007-2012 гг. - бесплатный софт Mathematica (Wolfram Research, Inc www.wolfram.com.)- бесплатный софт Google SketchUp - бесплатный софт 3DCrafter - бесплатный софт Art of Illusion - бесплатный софт 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://biblioclub.ru - ЭБС Университетская библиотека online https://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань" http://elibrary.asu.ru - ЭБС АлтГУ https://www.biblio-online.ru - ЭБС Юрайт (для вузов и сузов) http://bibliofond.ru/view.aspx?id=784126 - ЭБС Библиофонд (электроная библиотека студента) http://elibrary.asu.ru - Научная электронная библиотека |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов физики для широкого спектра задач в различных областях. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Дополнительные главы нелинейной физики» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям; - усвоить содержание ключевых понятий; - плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Дополнительные главы нелинейной физики» рекомендуется: - систематически выполнять подготовку к практическим занятиям и лабораторным работам по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям; - своевременно выполнять практические задания, лабораторные работы. - своевременно и систематически защищать результаты своих экспериментальных исследований. В течение семестра студенты выполняют: - домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях или перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли); - промежуточные задания, во время практических или лабораторных работ (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике проведения экспериментальных заданий; - построение "дерева решений" для проведения наиболее эфффективного анализа методики эксперимента, непосредственного выполнения экспериментальных исследований в ходе лабораторных работ; - обсуждают задания практических и лабораторных работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других. |