МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление качеством окружающей среды
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление качеством окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экололгия и природопользование(уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Управление качеством окружающей среды» – является базовой
дисциплиной, формирующей у обучающихся готовность использовать современные
управленческие инструменты и механизмы, направленных на снижение загрязнения
окружающей среды со стороны хозяйствующих субъектов.
Целью дисциплины является освоение компетенций в соответствии с образовательной
программой.
Задачи изучения дисциплины:
- освоение теоретических основ и нормативных документов по обеспечению качества
окружающей среды;
- формирование знаний, умений и навыков использования управленческих технологий
в сфере природоохранной деятельности;
- знакомство с современными методиками эколого-экономического анализа
предприятия, применяемыми в природообустройстве и водопользовании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-7: способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ОПК-8: готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность)
ПК-3: владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- действующее экологическое законодательство, регламентирующее
природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов; об экологическом менеджменте,
как о качественно новом подходе к решению проблемы загрязнения окружающей среды;
3.2.Уметь:
3.2.1.- оценивать риски, экологическую эффективность принимаемых хозяйственных
решений; оценивать принимаемые решения с точки зрения их влияния на состояние
окружающей среды; проводить экологический анализ производственной деятельности
предприятия; прогнозировать развитие водохозяйственных систем;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами экологического анализа хозяйственной деятельности; методами
разработки и внедрения системы экологического менеджмента на предприятиях; методами
управления состоянием окружающей среды с учетом возможных рисков; методами
экологической экспертизы, экологического менеджмента и аудита: способами расчета
эффективности инвестиционных проектов в водном хозяйстве и водопользовании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теретические основы управления качеством среды
1.1. Теретические основы управления качеством среды Лекции 2 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Качество природной среды Практические 2 4 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Общая терия управления Практические 2 2 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Теретические основы управления качеством среды Сам. работа 2 18 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. История развития управления качеством среды Сам. работа 2 18 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Правовые основы управления качеством среды
2.1. Правовые основы управления качеством среды Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Основные правовые акты управления качеством среды Практические 2 8 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Управление качеством атмосферного воздуха Практические 2 6 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Управление качеством воздуха Сам. работа 2 3 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Управление качеством почвенных ресурсов Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Управление качеством водных объектов Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Управление качеством почвенных ресурсов Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Экзамен 2 27 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1Системный подход к политике государства в сфере управления качеством
окружающей среды
2Экологический менеджмент в организациях и на предприятиях
Российской Федерации
3Понятие и преимущества стандартизированных систем экологического
менеджмента
4Управление материально-энергетическими потоками в рамках
экологического менеджмента. Экологическая бухгалтерия и экобалансы
5Экологическая паспортизация и маркировка. Оценка жизненного цикла
продукции. Экологический аудит и контроллинг. Кооперация
предприятий с целью охраны окружающей среды
6Экологический маркетинг. Финансовый и инвестиционный менеджмент с
учетом экологических аспектов. Экологическая ориентация управления
персоналом, логистикой, производством и сервисными системами
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Основы охраны окружающей среды в РФ.
Организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному природопользованию и охране
природных ресурсов.
Системность в природоохранной политике государства.
Государственные организации, ответственные за сбор и накопление информации о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности в Российской Федерации.
Органы управления качеством окружающей среды.
Экологический мониторинг.
Организация, структура и функционирование системы экологического мониторинга.
Современные геоинформационные системы.
Экологическая экспертиза.
Принципы, критерии и объекты экологической экспертизы.
Типы экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы.
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лейкин Ю.А Основы экологического нормирования: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014
Л1.2 Хаустов А.П., Редина М.М. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды: учебник М.: Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/normirovanie-i-snizhenie-zagryazneniya-okruzhayuschey-sredy-412997
Л1.3 Лютягина Е.А., Волков А.М. - под общ. ред. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C927530E-EC3A-45BB-B42A-417FF2E17B7C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Г. Ясовеев, Н. Л. Стреха, Э. В. Какарека и др. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза: учеб. пособие для студентов вузов Минск, Москва, 2015.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/
Э2 Министрество природных ресурсов http://www.mnr.gov.ru/
Э3 Консультант+ http://www.consultant.ru/
Э4 Система Гарант http://www.garant.ru/
Э5 Курс Moodle "Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2490
Э6 Управление качеством окружающей среды https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3908
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы управления отходами» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную ум-ственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы управления отходами» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалами.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указани-ях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стре-миться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, по-ясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотре-нии. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподава-тель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому вос-произведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы вы-ступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказан-ного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, ло-гичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в поясне-нии.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них ис-правления и дополне
Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы управления отходами» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные проблемы землеустройства и кадастров»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровая оценка земли», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу об-щую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего неболь-шого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.