МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление отходами в водном хозяйстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление отходами в водном хозяйстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является получение знаний по организации системы управления отходами производства и потребления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- источники научно-технической информации по методам обращения с отходами;
- технологии переработки и утилизации отходов производства и потребления;
- источники научно-технической информации (журналы, ресурсы Интернет) в области управления отходами;
- методы организации управления отходами;
-нормы образования отходов;
- лицензирование сферы обращения с отходами.
- особенности концепцию устойчивого развития;
- систему природопользования в РФ;
- систему обращения с отходами РФ и ее роль в реализации социально-экономических программ РФ, в достижении целей устойчивого развития РФ, ее регионов и отдельно взятого производства;
- специфику сферы обращения с отходами.
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать с нормативными и правовыми документами в сфере обращения с отходами;
- работать в программе «Модуль природопользователя»;
- выявлять нарушения в сфере обращения с отходами.
- решать проблемы при управлении процессами, связанными с охраной и воспроизводством качества природной среды;
- анализировать ситуации для принятия решения по выводу предприятия из сложившейся на нем экологически кризисной обстановки;
- анализировать, разрабатывать, управлять и принимать управленческие решения в
экологически рисковых ситуациях.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения полученной информации при разработке схемы управления отходами;
- навыками подготовки отчетной документации в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- навыками разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- навыками прохождения процедуры лицензирования в сфере обращения с отходами;
- навыками проведения надзорных проверок деятельности по обращению отходами;
- современными технологиями и методами, применяемыми в сфере обращения с отходами и в системе природопользования.



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Отходы производства и потребления: основные понятия, классификация
1.1. Общие сведения об отходах производства и потребления, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Общие сведения об отходах, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Общие сведения об отходах, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Сам. работа 7 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
2.1. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Лицензирование сферы обращения с отходами производства и потребления Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Требования к объектам размещения отходов Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Практические 7 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.6. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности Сам. работа 7 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение
3.1. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
4.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.3. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами Сам. работа 7 14 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Государственный надзор в области обращения с отходами
5.1. Государственный надзор в области обращения с отходами Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.2. Государственный надзор в области обращения с отходами Практические 7 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.3. Государственный надзор в области обращения с отходами Сам. работа 7 14 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.С. Масленникова, Л.М. Кузнецов Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F3B0D3DB-9F04-4459-8C9C-5FA996787455
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харламова М. Д., Курбатова А. И. ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ: ТЕХНОЛОГИИ УТИЛИЗАЦИИ, МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, МОНИТОРИНГ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Быков А.П. Инженерная экология: Часть 3. Основы экологии производства: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Быков А.П. Инженерная экология: Часть 4. Основы экологии производства: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы управления отходами portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle «Управление отходами в водном хозяйстве » portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.