МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Устойчивое развитие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 16 14 16
Сам. работа 52 50 52 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валереьвна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Жигулина Татьяна Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Устойчивое развитие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Освоение учебной дисциплины "Устойчивое развитие" нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов (магистрантов) за счет расширения мировоззрения о Концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях.
Задачи освоения учебной дисциплины:
1) сформировать (продолжить формирование) представления у студентов об устойчивом развитии как идеологии, о Концепции устойчивого развития и ее реализации на разных уровнях;
2) ознакомиться с основными этапами реализации Концепции устойчивого развития в зарубежных странах и России;
3) изучить опыт перехода к устойчивому развитию в России и отдельных ее регионах (на государственном или национальном уровне; региональном и локальном уровнях).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-3 способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-8 готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие об устойчивости и устойчивом развитии; концептуальные основы устойчивого развития как идеологии; критерии и показатели устойчивого развития; уровни устойчивого развития; основные положения Доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" и его роль в принятии решений на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (1992, Рио-де-Жанейро) и других международных мероприятиях; основные решения (декларации) конференций (саммитов) по охране окружающей среды; историю «активности» стран по реализации документа "Повестка дня на XXI век" (программный документ о глобальной экологической деятельности); предпосылки перехода зарубежных стран и Российской Федерации к устойчивому развитию; содержание отдельных стратегий (аспектов) устойчивого развития Российской Федерации; содержание отдельных стратегий, программ, планов развития Алтайского края или других регионов России.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять аннотацию и проводить реферирование научных публикаций и документов; составлять характеристику основных этапов формирования устойчивого развития как идеологии (на примере решений международных конференций и саммитов, докладов Международной комиссии по окружающей среде и др.); анализировать содержание доклада "Наше общее будущее" и выявлять перечень показателей, которые являются актуальными в современный период времени; отличать критерии от показателей устойчивого развития; составлять характеристику каждого уровня устойчивого развития (глобального, государственного (национального), регионального и локального), используя актуальные материалы об отдельных странах; отличать уровень стратегий (программ, планов) (на примере Российской Федерации и ее регионов); проводить сравнительный анализ содержания Концепции устойчивого развития РФ (отдельных ее стратегий или аспектов) с содержанием стратегий, планов и программ Алтайского края (или других регионов страны).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь навыки сравнения опыта зарубежных стран в переходе к устойчивому развитию (установление черт сходства и отличия); выявления предпосылок перехода отдельных стран к устойчивому развитию как идеологии; определения логических связей между структурой и содержанием стратегии устойчивого развития Российской Федерации и стратегиями, планами и программами Алтайского края (или других регионов РФ).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Концептуальные основы устойчивого развития как идеологии.
1.1. Введение в курс. Устойчивое развитие как идеология. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. 1. Сделать обзор научных публикаций (выходные данные публикации; аннотация) по проблемам устойчивого развития на трех уровнях: глобальном, государственном (национальном), региональном. 2.Составить аннотацию и провести реферирование к докладу Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" (1987): выходные данные; рубрики (вкл. главы); краткое содержание глав. Сам. работа 1 8 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» и его значение в современном мире. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.4. Основные решения (декларации) конференций (саммитов) по охране окружающей среды и развитию. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
1.5. Выявить перечень показателей (решений) конференций и саммитов по вопросам охраны окружающей среды и развитию (1972, 1982, 1992, 2002, 2012 гг.), которые актуальны в современный период времени и заполнить таблицу (ее формат составляется магистрантом самостоятельно). Сделать обобщение и выводы по результатам выполненной работы. Сам. работа 1 8 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.7, Л2.8, Л2.3, Л2.1, Л2.6
Раздел 2. РАЗДЕЛ 2. Уровни устойчивого развития и их реализация.
2.1. Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах и России (глобальный и региональный уровни). Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л2.8, Л2.3, Л2.1, Л2.6
2.2. История «активности» стран по реализации документа "Повестка дня на XXI век" (программный документ о глобальной экологической деятельности). Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л2.1, Л2.6
2.3. Предпосылки перехода зарубежных стран к устойчивому развитию (на примере одного государства). Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л2.1
2.4. Концепция устойчивого развития Российской Федерации: проблемы и перспективы реализации стратегий. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.7, Л2.1, Л2.6
2.5. Предпосылки перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (общий анализ). Проблемы и перспективы перехода. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Основные стратегии (аспекты) Концепции устойчивого развития Российской Федерации. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.7
2.7. Провести реферирование содержания разделов (стратегий) Концепции устойчивого развития Российской Федерации. Сам. работа 1 12 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.1
2.8. Стратегии, планы, программы развития Алтайского края (общий анализ). Проблемы и перспективы их реализации на региональном уровне. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.9. Реализация стратегий (аспектов) Концепции устойчивого развития РФ на региональном уровне (например, в Алтайском крае). Анализ содержания стратегий, планов, программ развития региона. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-8 Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Понятие "устойчивое развитие". Цель, задачи курса. Объект и предмет исследования.
2. Концептуальные основы устойчивого развития как идеологии.
3. Критерии и показатели устойчивого развития.
4. Уровни устойчивого развития.
5. Основные положения Доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" и его роль в принятии решений на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (1992, Рио-де-Жанейро) и других международных мероприятиях.
6. Основные решения (декларации) конференций (саммитов) по охране окружающей среды (1972, 1992, 2002, 2012 гг.). Пути реализации этих решений.
7. История "активности" стран по реализации документа "Повестка дня на XXI век" (программный документ о глобальной экологической деятельности).
8. Предпосылки перехода зарубежных стран к устойчивому развитию (на примере одного государства).
9. Предпосылки перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (общий анализ). Проблемы и перспективы перехода.
10. Экологические предпосылки перехода к устойчивому развитию в России.
11. Экономические, социальные и демографические предпосылки перехода к устойчивому развитию в России.
12. Концепция устойчивого развития РФ (создание, задачи, особенности, основные этапы ее реализации).
13. Основные стратегии (аспекты) Концепции устойчивого развития РФ (общий анализ).
14. Внешнеполитический аспект стратегии устойчивого развития РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
15. Экономическая стратегия устойчивого развития РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
16. Экологическая политика. Стратегия природопользования и экологизации хозяйственной деятельности РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
17. Социальный аспект стратегии устойчивого развития РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
18. Территориальный аспект стратегии устойчивого развития РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
19. Стратегия развития науки и высоких технологий РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
20. Стратегии, программы, планы развития Алтайского края (общий анализ). Проблемы и перспективы их реализации.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Составить аннотацию и провести реферирование доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" (1987): выходные данные; рубрики (вкл. главы); краткое содержание глав.
2. Проанализировать материалы доклада "Наше общее будущее" по следующим разделам: общие посылки, общие требования, «наши общие надежды» и заполнить таблицу, включающую следующие рубрики (показатели (рекомендации), характеристика показателя (в период 1983-1987 гг.), характеристика показателя (в современный период времени)). Сделать сравнительный анализ полученных данных и сформулировать обобщение и выводы.
3. Выявить перечень показателей (решений) конференций и саммитов по вопросам охраны окружающей среды и развитию (1972, 1992, 2002, 2012 гг.), которые актуальны в современный период времени и заполнить таблицу (ее формат составляется магистрантом самостоятельно). Сделать обобщение и выводы по результатам выполненной работы.
4. Провести реферирование содержания следующих разделов (стратегий) Концепции устойчивого развития Российской Федерации:
1) Внешнеполитический аспект стратегии устойчивого развития России.
2) Экономическая стратегия устойчивого развития России.
3) Экологическая политика. Стратегия природопользования и экологизации хозяйственной деятельности России.
4) Социальный аспект стратегии устойчивого развития России.
5) Территориальный аспект стратегии устойчивого развития России.
6) Стратегия развития науки и высоких технологий РФ.
5. Реализация стратегий (аспектов) Концепции устойчивого развития РФ (программы, мероприятия и т.д.) на региональном уровне (например, в Алтайском крае). Анализ содержания стратегий, планов, программ развития региона.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Устойчивое развитие" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник М.: Академия, 2010, 2010
Л1.2 Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник М.: Академия, 2011 http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23121.pdf
Л1.3 Природопользование и устойчивое развитие: мировые экосистемы и проблемы России: М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Прогресс, 1989
Л2.2 В.Г. Бганба Социальная экология: учебное пособие для вузов высшей школы, 2004
Л2.3 Реймерс Н.Ф. Природопользование: Мысль, 1990
Л2.4 : ,
Л2.5 : ,
Л2.6 Повестка дна XXI века. Конференция глав государств и правительств: , 1992
Л2.7 Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный, локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России.: КМК, 2002
Л2.8 Коммонер Б. Замыкающий круг: Гидрометеоиздат, 1974
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основные положения стратегии устойчивого развития РФ. / Под ред. А.М. Шелехова. Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html. - Заглавие с экрана.
Э2 Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года Режим доступа: ttps://portal.aksp.ru/content/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F
Э3 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года Режим доступа: https://www.chem-astu.ru/regional/strateg.html
Э4 Стратегия развития здравоохранения Алтайского края Режим доступа: www.ap22.ru/paper/Strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-Altayskogo-kraya.html
Э5 Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края www.perv-alt.ru/pic/file/altayskiy_kray_-_programma_urst.doc
Э6 Курс в Moodle «Устойчивое развитие» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание учебной дисциплины "Устойчивое развитие" нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов (магистрантов) за счет расширения мировоззрения о концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Освоение содержания дисциплины "Устойчивое развитие" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 1 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
При составлении лекций по учебной дисциплине "Устойчивое развитие" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Лекционный материал должен быть насыщен примерами, логически правильно построен.
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям к зачету (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.