МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Устойчивое развитие и эколого-правовой режим охраны природных ресурсов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 20 16 20
Сам. работа 52 48 52 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н, доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Устойчивое развитие и эколого-правовой режим охраны природных ресурсов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов всеобъемлющего представления о законодательной базе управления прирдопользованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3: способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-7: способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ПК-9: способностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-аналитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы аналитико-синтетической работы, способы классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации;
- нормативно-правовые основы управления природопользованием РФ, классификацию нормативно-правовой документации в сфере природопользования, международные источники права в сфере природопользования;
- понятия, представления о правовых и этических нормах при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов;
- организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-аналитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать содержание научных публикаций (статей, монографий);
- проводить аннотирование и реферирование научных публикаций и источников информации;
- применять дедуктивный и индуктивный способы при мыслительной деятельности в практической деятельности;
- применять нормативную правовую документацию для решения научно-исследовательских и научно- производственных работ;
- использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом;
- использовать нормативную правовую документацию в сфере природопользования, применять при решении научно -производственных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- аналитико-синтетической работы, классифицирования, сравнения, обобщения, систематизации;
- по использованию правовы и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности;
- навыками использования углубленных знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной дея-тельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом;
- современными методами организации и управления научно-исследовательскими, научно-производственными и экспертно-аналитическими работами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи основ управления природопользованием.
1.1. Предмет и задачи основ управления природопользованием. Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Предмет и задачи основ управления природопользованием. Сам. работа 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Система государственного регулирования природопользованием в России
2.1. Система государственного регулирования природопользованием в России Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Система государственного регулирования природопользованием в России Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Система государственного регулирования природопользованием в России Сам. работа 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Правовые основы управления недропользованием
3.1. Правовые основы управления недропользованием Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Правовые основы управления недропользованием Сам. работа 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Правовые основы управления землепользования
4.1. Правовые основы управления землепользования Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Правовые основы управления землепользования Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Правовые основы управления водными ресурсами
5.1. Правовые основы управления водными ресурсами Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Правовые основы управления водными ресурсами Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Правовые основы управления лесными ресурсами
6.1. Правовые основы управления лесными ресурсами Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Правовые основы управления лесными ресурсами Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Правовые основы управления природопользованием в развитых странах.
7.1. Правовые основы управления ресурсами животного мира Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Правовые основы управления ресурсами животного мира Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Региональные аспекты управления природопользованием
8.1. Региональные аспекты управления природопользованием Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Региональные аспекты управления природопользованием Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Международное сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
9.1. Международное сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Международное сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8D67EE58-80ED-4860-83A0-ED19E9B4F884/pravovye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy
Л1.2 Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник Москва : Издательский Дом "ФОРУМ", 2018 http://znanium.com/catalog/product/941021
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4904
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство природных ресурсов и экологии России http://www.mnr.gov.ru
Э2 Правовые основы управления природопользованием https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2142#section-10
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.