МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов систему теоретических знаний о взаимосвязях в системе
« человек – природа » и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих
стратегий и технологий взаимодействия с ней в условиях надвигающегося экологического кризиса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы развития взаимоотношений общества и природы;
- соотношение естественнонаучных и гуманитарных компонентов культуры, позитивных и негативных следствиях
научно – технической деятельности человека, материальных и духовных потребностей современного человека
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать, использовать в прфессиональной деятельности закономерности исторического развития
- применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и
использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-
популярной литературе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения методиками оценки последствий деятельности человека на природную среду.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Взаимосвязь воспитания и обучения в процессе формирования ценностных компетенций личности.
1.1. Взаимосвязь воспитания и обучения в процессе формирования ценностных компетенций личности. Лекции 8 2 ОК-6, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Взаимосвязь воспитания и обучения в процессе формирования ценностных компетенций личности Практические 8 2 ОК-6 Л3.1, Л1.1
1.3. Мой влад в охрану природы Практические 8 2 ОК-6, ПК-18 Л2.2, Л1.1
1.4. Взаимосвязь воспитания и обучения в процессе формирования ценностных компетенций личности Сам. работа 8 11 ПК-18 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Формирование экологической культуры
2.1. Формирование экологической культуры посредством экологического воспитания Лекции 8 2 ОК-6, ПК-18 Л2.2, Л1.1
2.2. Формирование экологической культуры Практические 8 4 ОК-6 Л3.1, Л1.1
2.3. Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста Практические 8 2 ОК-6 Л1.1
2.4. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Практические 8 2 ОК-6 Л1.1
2.5. Формирование экологической культуры у детей старшего школьного возраста Практические 8 2 ОК-6 Л1.1
2.6. Формирование экологической культуры Сам. работа 8 11 ОК-6, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Основные понятия экологической культуры
3.1. Основные понятия экологической культуры Лекции 8 2 ОК-6, ПК-18 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы Практические 8 4 ОК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Нравственный аспект взаимоотношений общества и природы Сам. работа 8 11 ОК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения.
4.1. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения. Лекции 8 2 ОК-6, ПК-18 Л1.1
4.2. Мой экологический след Практические 8 2 ОК-6, ПК-18 Л1.1
4.3. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения. Сам. работа 8 11 ОК-6 Л1.1
Раздел 5. Основные направления формирования экологической культуры
5.1. Основные направления формирования экологической культуры Лекции 8 2 ОК-6, ПК-18 Л1.1
5.2. Мое отношение к природе Практические 8 2 ОК-6, ПК-18 Л1.1
5.3. Основные направления формирования экологической культуры Сам. работа 8 11 ОК-6, ПК-18 Л1.1
Раздел 6. Экологическая культура и государственная политика
6.1. Экологическая культура и государственная политика Лекции 8 2 ОК-6, ПК-18 Л1.1
6.2. Экологическое образование и воспитание Практические 8 4 ОК-6, ПК-18 Л1.1
6.3. Редкие животные и растения нашего региона Практические 8 4 ОК-6, ПК-18 Л1.1
6.4. Подготовка к зачету Сам. работа 8 11 ОК-6, ПК-18 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Место человека в природе и обществе
Периоды и этапы взаимодействия человека с природой.
Развитие экологического сознания в культурах Востока.
Экоцентрический тип экологического сознания. Сущность и проявления.
Взаимодействие человека, общества, природы в эпоху НТП.
Экологическая этика.
Отношение человека к природе на разных этапах развития общества.
Необходимость организации непрерывного экологического образования.
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры.
Понятие культуры: культура духовная и материальная.
Экологические кризисы в истории человечества и культурные сдвиги в их разрешении
Экологическая культура и социогенез.
Роль природы в развитии личности.
Выдающиеся педагоги и мыслители о роли природы в воспитании личности.
Сравнительная характеристика антропоцентрического экологического сознания и экоцентрического экологического
сознания.
Понятие экологической культуры. Необходимость формирования экологической культуры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Общественные экологические движения.
Типы экологического сознания.
Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.
Экологический кризис как кризис антропоцентрического экологического сознания.
Эволюция общества и его отношения к природе
Сущность и проявления антропоцентрического экологического сознания.
Влияние искусства на формирование нравственно - этического отношения человека к природе.
Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза
Природа как источник духовных и материальных богатств человека.
Бисоциальная природа человека
Экологический кризис, понятие, причины возникновения
Социальная среда как фактор формирования культуры
Экологические последствия глобального загрязнения
Происхождение человека и его потребности
Экологическое мышление как необходимое условие выживания и развития человечества
Экологические аспекты проблемы здоровья человека.
Загрязнение природной среды, формы загрязнения
Экологическая культура и ее компоненты
Основные аспекты содержания экологического образования
Экология – комплексная наука.
Общие экологические законы.
Понятие экологического кризиса
Взаимосвязи в биосфере, социосфере, космосфере
Характеристика гидросферы, атмосферы, литосферы и антропогенное воздействие на них
Среды жизни, соответствие организма и среды
Природно-экологические факторы и здоровье человека
Проблема кризиса культуры и ее осмысление в экзистенциализме, фрейдизме и неофрейдизме.
Особенности искусства ХХ века. Модернизм, и постмодернизм.
Особенности культуры информационного общества.
Глобализация как социокультурный феномен.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медведев В. И., Алдашева А. А. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тайлор Э. Первобытная культура.: М., 1989
Л2.2 Бобина И.В. Социальная экология : учеб. пособие : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. - 66 , elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В.Г. Бганба Социальная экология: учебное пособие для вузов высшей школы, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства [Электронный ресурс]: Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://art-history.ru/ - Загл. с экрана. art-history.ru
Э2 Экология www.lib.asu.ru
Э3 Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный www.ecolife.ru/
Э4 Курс в MOODLE "Экологическая культура" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office ; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Мировая культура и искусство» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

В курсе семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия.
В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления